Нетрудно заметить, что слово «университет» однокоренное со словами «универсальность», «универсум», и это объяснимо. Университеты и создавались как то место, где человек мог получить самое широкое образование, то есть, охватить умом фактически все знание мира. Такова суть университетского образования, сохранившаяся и по сей день. Правда, произошла довольно-таки узкая дифференциация по специальностям, но тем не менее, от выпускника университета и сейчас ожидают не только хорошего знания своей профессии, но и умения мыслить более широкими категориями.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
То, что сейчас называется классическим университетом, пытается давать именно такое универсальное знание, с упором на специальность, конечно. Поэтому будущие инженеры и медики изучают не только профессиональные предметы, а, например, философию и социологию. Но увы, тенденция неутешительная. Общеобразовательные предметы почти все исключаются из процесса обучения, и на выходе мы скоро будем получать специалистов строго по Козьме Пруткову — подобных флюсам, с выпуклостью только с одной стороны. Уже давно стоит стон о падении уровня университетского знания, впрочем, я это вижу воочию изнутри.
Как же было в средние века? Тогда университеты только начинали свой путь, и то, что потом стало особенностью высшего образования, тогда только проходило апробацию.
Формальные черты средневековых университетов сохранились и сейчас. Например, ректор во главе заведения, деканы во главе факультетов. Да и сами факультеты там, где их еще не уничтожили, объединяют преподавателей и студентов одного направления обучения. Существуют и такие уровни образования, как бакалавр и магистр. Не изменилась и политика университетов на открытость, имеется в виду, что поступить мог, в принципе, любой человек, но надо выдержать конкурс. Правда, в средневековье это касалось только мужчин.
Сейчас обучение больше бюрократизировано, чем в средние века. Тогда студент мог учиться бесконечно (т.наз. "вечный студент"), переходя из университета в университет и записываясь на разные курсы, только плати. Впрочем, подобные случаи бывают и в наше время. В средневековье языком научного общения была латынь, так что не было разницы, в какой стране находится университет. Академическая мобильность студентов, обмен приветствуются и сейчас. Правда, языком межнационального общения стал английский. Для россиян в этом смысле наступили плохие времена в связи с отказом от Болонской системы.
Беззаботная жизнь студентов "от сессии до сессии" — тоже средневековая традиция. Пирушки, общение, шалости... Эх, золотое время, студенческое. Так что, по сути, нынешние университеты отличаются от средневековых только содержанием обучения, технической оснащенностью и наличием женщин как среди преподавателей, так и студентов.
#культура #история #образование
Читайте еще на моем канале:
Чем культурные процессы отличаются от других социальных процессов
Что такое биоэтика, и чем она занимается
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Четыре удивительных сказочных средства передвижения на картинах Виктора Васнецова