Найти в Дзене
Music IQ

Гармоника, баян и аккордеонов в России

Оглавление

Отечественное производство звонкоголосого музыкального инструмента пошло из Тулы. Среди тульских ремесленников, существовало мнение, что изобрели гармоники оружейные мастера Сизов и Шкунаев. По некоторым сведениям, они производились еще в 1830-х годах в Тульской губернии, правда, не известно о каких гармониках идет речь – о губных или ручных.

💡 К середине 1840 годах кустарное производство гармоник получило широкое распространение в Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской губерниях.
А уже в 80-х годах данный промысел развился в Петербурге, Тверской, Волынской, Московской, Сибирской, Ярославской, Нижегородской, Костромской, Орловской губерниях.
Ограничение диапазона и определило дальнейшее развитие русской однорядной гармоники.

Так возникли саратовские, касимовские, череповецкие, саратовские, елецкие, сибирские, смоленские и многие другие типы гармоник.

Саратовская гармоника

Саратовский музей
Саратовский музей

Саратовская гармоника по строю и количеству звуков (8-10 клавиш) была схожей тульской.
Для левой руки была добавлена третья клавиша (подголосок). В саратовские гармоники добавляли четыре клавиши и два колокольчика. Четвертая клавиша располагалась на задней стенке басовой ручки, а колокольчики - спереди ручки - на верхнем и на нижнем концах.

Череповецкая гармоника

Музей Деда Филимона
Музей Деда Филимона

Череповецкие гармоники «черепашки» отличались от тульских гармоник, прежде всего, крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса.
Активным пропагандистом черепашек был известный русский гармонист П. Невский.

Пётр Невский
Пётр Невский

Ливенская гармоника

-4

Мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Она заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук.
Такая гармоника была названа «ливенка» в честь города Ливенка, где она изготавливалась.

Известно, что западные мастера стали применять такой порядок расположения звуков значительно позднее.

Сибирская гармоника

Уральские и сибирские мастера стали изготавливать гармонику подобно «ливенка» изменив звукоряд мелодии располагался в одном ряду 15 клавиш, в басовой части - в два ряда 12 клавиш.
Ее называли еще и фисовой (а не фесовой), так как она заменяла на хоровых спевках фисгармонию.

Кустарное производство гармоник было налажено почти в каждом крупном населенном пункте Урала. В городах, заводских поселках и деревнях, всюду были свои мастера производившие инструменты до нескольких десятков штук в год.
Башкирская гармоника
Башкирская гармоника

Вятская гармоника

В 1840 году ручная гармоника тульской работы была завезена в Вятскую губернию, Одновременно с развитием производства гармоники продолжалось их дальнейшее усовершенствование вятскими мастерами.

В 70-80-е годы прошлого столетия гармонный промысел Вятской губернии стал конкурировать с гармонным промыслом Тульской и других губерний..
Вятская гармоника однорядная
Вятская гармоника однорядная

В Бологое 1970 году русскими мастерами были сконструированы двухрядные гармоники.

Принципы у бологоевских гармоник были те же, что и у тульских, только добавлен второй ряд, который повторялся на кварту ниже. Аккомпанемент ограничивался тремя мажорными аккордами.

Однако репертуар исполняемых произведений усложнился и требовал создания инструмента с полным хроматическим звукорядом.
Двурядная гармонь
Двурядная гармонь
Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий-красильщик Николай Иванович Белобородов, который был страстным гармонистом и стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем.
Мемориальная доска на доме где жил Белобородов
Мемориальная доска на доме где жил Белобородов

💡 Наконец, в 1870 г. ему это удалось. В гармонике Белобородова правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда, расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано.

Музей Белобородова в Туле
Музей Белобородова в Туле
Музей Деда Филимона в Туле
Музей Деда Филимона в Туле

Экспозиция Музея Деда Филимона в Туле
Экспозиция Музея Деда Филимона в Туле

Рабочие площадки тринадцати белых клавиш второго ряда имели квадратную форму. Клавиатура для левой руки (басовая) состояла из размещенных в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоник и баянов.

При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник.

Хроматическая гармоника Белобородова
Хроматическая гармоника Белобородова
Примерно в эти же годы в городе Ельце Орловской губернии появились гармоники, клавиатура которых располагалась по принципу фортепьяно.

Елецкий музей народных промыслов
Елецкий музей народных промыслов

💡Первая такая гармоника была сконструирована мастером Ильиным, а вторая, более совершенная, - елецким мастером Черных. Диапазон елецкой рояльной гармоники в мелодии охватывал звуки от ноты до первой октавы до фа третьей октавы включительно.

Елецкая рояльная гармошка
Елецкая рояльная гармошка
Совершенствование гармоники в России привело к созданию трех основных разновидностей баянов:
  • с готовым аккомпанементом (фиксированными аккордами - мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами),
  • с выборным аккомпанементом (исполнитель сам набирает нужные аккорды)
  • с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды).

Последний вид баяна наиболее удобен, хотя на нем более сложно играть, чем на баяне с готовым аккомпанементом.

Старинный баян Русич
Старинный баян Русич
Современный баян
Современный баян
Другой разновидностью хроматической гармони, получившей распространение в Советском Союзе в 1930 году, является баян с клавиатурой фортепьянного, который стали называть аккордеоном.

За рубежом его называют пиано-аккордеон.

Аккордеон
Аккордеон

По звучанию аккордеон имеет более широкую звуковую гамму, звук бархатистый, разливной, а баян дает более чистое звучание. Только профессиональный музыкант отличит инструменты на слух.

💡 Размеры аккордеонов:

1) Самые маленькие - 1/4. для детей от 4- лет до -7 лет.. 10 до 14 белых клавиш.

2) Половинка, 1/2. для детей постарше и повыше от 8- лет до -12 лет 16 белых клавиш.

3) Размер 3/4. От роста 160-165 см. На 20 белых клавиш.

4) Размер 7/8 и Полный (4/4). людей рост от 170 см. Разница между ними небольшая, всего несколько клавиш: на 22 белые клавиши, а на полном - 24.
Разный по размеру баяны
Разный по размеру баяны
У баянов тоже есть примерная классификация, самый маленький - 1/4 - 2 октавы, 1/2 - 3 октавы, 3/4 - 4 октавы, 4/4 - 5 октав.

Гармонь – самый любимый и распространенный русский народный инструмент. Гармонист всегда самый главный гость на любом празднике, а его музыка сопровождает народные гулянья, звучит на соседских посиделках, праздниках.

Аккордеоны сегодня изготавливают в разных странах мира, но самые лучшие концертные инструменты производятся в Италии, России и Германия .

💡 В разных странах есть музеи посвящённые гармонике: Италия Дания, Аргентина, США, Чехия и т.д.

Музей США
Музей США

Чили
Чили

Каталония
Каталония

💡 В России самые большие и известные музеи гармоники:

  • Музей русской гармоники А. Мирека г. Москва
  • Тульский музей "Гармони Деда Филимона" г. Тула
Как известно, гармонь для России больше, чем просто музыкальный инструмент: она стала одним из символов нашей страны.
И в каждом городе нашей страны вы обязательно найдёте кусочек истории гармони.

Елец
Елец

Саратов
Саратов
Шахтёрск
Шахтёрск

💡 Продолжение следует....

Если вам понравилась статья, ставьте 👍 пишите комментарии😊
А кто из вас был в каком либо музее и видел там гармонь, аккордеон или гармошку? И где?