Отечественное производство звонкоголосого музыкального инструмента пошло из Тулы. Среди тульских ремесленников, существовало мнение, что изобрели гармоники оружейные мастера Сизов и Шкунаев. По некоторым сведениям, они производились еще в 1830-х годах в Тульской губернии, правда, не известно о каких гармониках идет речь – о губных или ручных.
💡 К середине 1840 годах кустарное производство гармоник получило широкое распространение в Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской губерниях.
А уже в 80-х годах данный промысел развился в Петербурге, Тверской, Волынской, Московской, Сибирской, Ярославской, Нижегородской, Костромской, Орловской губерниях.
Ограничение диапазона и определило дальнейшее развитие русской однорядной гармоники.
Так возникли саратовские, касимовские, череповецкие, саратовские, елецкие, сибирские, смоленские и многие другие типы гармоник.
Саратовская гармоника
Саратовская гармоника по строю и количеству звуков (8-10 клавиш) была схожей тульской.
Для левой руки была добавлена третья клавиша (подголосок). В саратовские гармоники добавляли четыре клавиши и два колокольчика. Четвертая клавиша располагалась на задней стенке басовой ручки, а колокольчики - спереди ручки - на верхнем и на нижнем концах.
Череповецкая гармоника
Череповецкие гармоники «черепашки» отличались от тульских гармоник, прежде всего, крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса.
Активным пропагандистом черепашек был известный русский гармонист П. Невский.
Ливенская гармоника
Мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Она заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук.
Такая гармоника была названа «ливенка» в честь города Ливенка, где она изготавливалась.
Известно, что западные мастера стали применять такой порядок расположения звуков значительно позднее.
Сибирская гармоника
Уральские и сибирские мастера стали изготавливать гармонику подобно «ливенка» изменив звукоряд мелодии располагался в одном ряду 15 клавиш, в басовой части - в два ряда 12 клавиш.
Ее называли еще и фисовой (а не фесовой), так как она заменяла на хоровых спевках фисгармонию.
Кустарное производство гармоник было налажено почти в каждом крупном населенном пункте Урала. В городах, заводских поселках и деревнях, всюду были свои мастера производившие инструменты до нескольких десятков штук в год.
Вятская гармоника
В 1840 году ручная гармоника тульской работы была завезена в Вятскую губернию, Одновременно с развитием производства гармоники продолжалось их дальнейшее усовершенствование вятскими мастерами.
В 70-80-е годы прошлого столетия гармонный промысел Вятской губернии стал конкурировать с гармонным промыслом Тульской и других губерний..
В Бологое 1970 году русскими мастерами были сконструированы двухрядные гармоники.
Принципы у бологоевских гармоник были те же, что и у тульских, только добавлен второй ряд, который повторялся на кварту ниже. Аккомпанемент ограничивался тремя мажорными аккордами.
Однако репертуар исполняемых произведений усложнился и требовал создания инструмента с полным хроматическим звукорядом.
Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий-красильщик Николай Иванович Белобородов, который был страстным гармонистом и стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем.
💡 Наконец, в 1870 г. ему это удалось. В гармонике Белобородова правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда, расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано.
Рабочие площадки тринадцати белых клавиш второго ряда имели квадратную форму. Клавиатура для левой руки (басовая) состояла из размещенных в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоник и баянов.
При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник.
Примерно в эти же годы в городе Ельце Орловской губернии появились гармоники, клавиатура которых располагалась по принципу фортепьяно.
💡Первая такая гармоника была сконструирована мастером Ильиным, а вторая, более совершенная, - елецким мастером Черных. Диапазон елецкой рояльной гармоники в мелодии охватывал звуки от ноты до первой октавы до фа третьей октавы включительно.
Совершенствование гармоники в России привело к созданию трех основных разновидностей баянов:
- с готовым аккомпанементом (фиксированными аккордами - мажорными и минорными трезвучиями и септаккордами),
- с выборным аккомпанементом (исполнитель сам набирает нужные аккорды)
- с готово-выборным аккомпанементом (сочетающим фиксированные и выборные аккорды).
Последний вид баяна наиболее удобен, хотя на нем более сложно играть, чем на баяне с готовым аккомпанементом.
Другой разновидностью хроматической гармони, получившей распространение в Советском Союзе в 1930 году, является баян с клавиатурой фортепьянного, который стали называть аккордеоном.
За рубежом его называют пиано-аккордеон.
По звучанию аккордеон имеет более широкую звуковую гамму, звук бархатистый, разливной, а баян дает более чистое звучание. Только профессиональный музыкант отличит инструменты на слух.
💡 Размеры аккордеонов:
1) Самые маленькие - 1/4. для детей от 4- лет до -7 лет.. 10 до 14 белых клавиш.
2) Половинка, 1/2. для детей постарше и повыше от 8- лет до -12 лет 16 белых клавиш.
3) Размер 3/4. От роста 160-165 см. На 20 белых клавиш.
4) Размер 7/8 и Полный (4/4). людей рост от 170 см. Разница между ними небольшая, всего несколько клавиш: на 22 белые клавиши, а на полном - 24.
У баянов тоже есть примерная классификация, самый маленький - 1/4 - 2 октавы, 1/2 - 3 октавы, 3/4 - 4 октавы, 4/4 - 5 октав.
Гармонь – самый любимый и распространенный русский народный инструмент. Гармонист всегда самый главный гость на любом празднике, а его музыка сопровождает народные гулянья, звучит на соседских посиделках, праздниках.
Аккордеоны сегодня изготавливают в разных странах мира, но самые лучшие концертные инструменты производятся в Италии, России и Германия .
💡 В разных странах есть музеи посвящённые гармонике: Италия Дания, Аргентина, США, Чехия и т.д.
💡 В России самые большие и известные музеи гармоники:
- Музей русской гармоники А. Мирека г. Москва
- Тульский музей "Гармони Деда Филимона" г. Тула
Как известно, гармонь для России больше, чем просто музыкальный инструмент: она стала одним из символов нашей страны.
И в каждом городе нашей страны вы обязательно найдёте кусочек истории гармони.
💡 Продолжение следует....
Если вам понравилась статья, ставьте 👍 пишите комментарии😊
А кто из вас был в каком либо музее и видел там гармонь, аккордеон или гармошку? И где?