Выбирая отель для отдыха, каждый ожидает получить тот уровень комфорта, на который расчитывает. Однако иногда бывает так, что гостиница, в которой остановились, оказывается хуже, чем та, на которую рассчитывали, исходя из условий договора.
Классификация гостиниц
В мире насчитывается более 30 систем классификации гостиниц и отелей. Не является исключением и наша страна, в которой гостиницы и отели также оцениваются на соответствие категории.
Категория гостиницы информирует о том, требованиям какого уровня должны соответствовать условия размещения в этой гостиницы и предоставляемые в ней услуги.
Все виды гостиниц классифицируются по "системе звезд", в которой предусмотрено шесть категорий: "5 звезд", "4 звезды", "3 звезды", "2 звезды", "1 звезда", "без звезд". Высшая категория - #5 звезд ; низшая - "без звезд".
Наличие у гостиницы категории подтверждается знаком категории.
Знак категории могут использовать только при наличии свидетельства о присвоении категории и только в течение срока его действия.
Сведения о категории российской гостиницы содержатся в Едином перечне классифицированных объектов туристской индустрии. Получить выписку из данного перечня можно на официальном сайте Ростуризма.
Законность замены категории гостиницы после заключения договора
Информация о потребительских свойствах туристского продукта, в том числе о программе пребывания, условиях проживания и питания, является существенным условием договора оказания туристских услуг и не может быть изменено туроператором без согласия туриста (ст. 310 ГК РФ; абз. 6 ч. 2 ст. 10 Закона «Об основах туристской деятельности»).
Замена категории гостиницы является изменением существенных условий договора, так как условие о категории это и есть условие о проживании и питании, о которых турист договорился с туроператором.
Замена категории гостиницы может рассматриваться, как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении условий договора.
Если существенные изменения обстоятельств связаны с ухудшением условий путешествия, указанных в договоре, гражданин вправе потребовать изменения или расторжения договора (абз. 6 ч. 2, ч. 6, 7 ст. 10 Закона «Об основах туристской деятельности»).
Кто несёт ответственность за недостоверную информацию об отеле
Турагент, субагент и туроператор несут ответственность за ненадлежащую информацию о туристском продукте. При этом туроператор несет ответственность независимо от того, кем должны были оказываться эти услуги (туроператором, турагентом или субагентом).
В случае получения недостоверной информации об услуге гражданин может требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, а также отказаться от исполнения договора (абз. 6 Закона «Об основах туристской деятельности»; п. 1 ст. 12, ст. ст. 29, 32 Закона «О защите прав потребителей»).
Если категория гостиницы хуже указанной в условиях договора, или рекламных листовках, буклетах итп, предоставляемых турагентством для ознакомления, можно говорить о предоставлении недостоверной информации об услуге.
Тоже самое имеет место, если условия проживания и питания не соответствуют заявленной категории.
За предоставление недостоверной информации о категории гостиницы туроператор может быть привлечен к административной ответственности (ч. 1 ст. 14.39 КоАП РФ).
В случае замены категории отеля туроператором в одностороннем порядке турист имеет право на получение компенсации.
Варианты получения компенсации
В зависимости от времени получения информации об изменении отеля существует несколько вариантов получения компенсации во внесудебном порядке и направления соответствующих требований.
1. Если информация об изменении отеля поступила после подписания договора, но до начала поездки, #турист вправе (абз. 4 п. 1 ст. 18, абз. 7 п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей»):
- совершить путешествие на предложенных условиях и в последующем предъявить требование о соразмерном уменьшении стоимости туристского продукта либо о предоставлении дополнительных услуг;
- отказаться от поездки и направить претензию с требованием вернуть денежные средства и полностью возместить убытки в связи с существенными отступлениями от условий договора.
Так как в этом случае договор расторгается не в силу одностороннего отказа туриста от поездки, а ввиду существенного нарушения условий договора туроператором, то турист не обязан компенсировать туроператору фактические расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ).
Это связано с тем, что фактических расходов по исполнению договора с первоначальными условиями (согласованной в договоре категорией гостиницы) произведено не было, ведь оператор заменил существенное условие в одностороннем порядке и по подписанному договору не работал.
Правда в данном случае следует заручиться доказательствами того, что категория гостиницы изменена туроператором в одностороннем порядке до направления претензии и услуги на условиях, согласованных в договоре, оказаны не будут.
2. Если информация об изменении отеля получена по прибытии туриста в страну временного пребывания, турист вправе (абз. 4, 5, 7 п. 1 ст. 18, абз. 2,3,4 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»):
- потребовать полностью возместить убытки, в том числе оплатить проживание в другом отеле;
- заселиться в предложенный #отель и потребовать возместить разницу в стоимости номеров в отеле или, говоря юридическим языком, соразмерного уменьшения цены путевки;
- направить требование туроператору о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков - переселении в отель, предусмотренный договором.
Порядок получения компенсации с туроператора
В общем случае при несоответствии гостиницы заявленной категории рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Зафиксируйте факт предоставления недостоверной информации о заявленной туроператором категории гостиницы.
Шаг 2. Обратитесь к туроператору с требованием о возмещении убытков и компенсации вреда.
Шаг 3. Дождитесь рассмотрения претензии и получите ответ.
Шаг 4. Обращайтесь в суд, если не получили деньги.
Подробное описание, что конкретно делать на каждом шаге, читайте в продолжении этой статьи.
Может быть интересно:
ДТП на СТО: кто возместит ущерб?
Вернуть деньги за отмененный тур: как это бывает
Спасибо за внимание. Если моя статья показалась вам полезной, ставьте лайк 👍.
Не забывайте подписываться на канал. Подписка на канал позволит не пропустить новые полезные публикации.
Если понравилось творчество дизайнера, с вас лайк (если ещё не ставили).
Надоело читать, буду готовиться отдыхать. Это партнерская ссылка, ведёт в каталог купальников. Вдруг вы забыли прикупить парочку и искать уже некогда.
#памятка для туриста #права туриста #памятка туристу #закон о защите прав потребителей #гостиницы #советы путешественникам #путешественники