Найти тему
Право на качество

Гостиница не соответствует заявленной звезде: права туриста

Оглавление
Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

Выбирая отель для отдыха, каждый ожидает получить тот уровень комфорта, на который расчитывает. Однако иногда бывает так, что гостиница, в которой остановились, оказывается хуже, чем та, на которую рассчитывали, исходя из условий договора.

Классификация гостиниц

В мире насчитывается более 30 систем классификации гостиниц и отелей. Не является исключением и наша страна, в которой гостиницы и отели также оцениваются на соответствие категории.

Категория гостиницы информирует о том, требованиям какого уровня должны соответствовать условия размещения в этой гостиницы и предоставляемые в ней услуги.

Все виды гостиниц классифицируются по "системе звезд", в которой предусмотрено шесть категорий: "5 звезд", "4 звезды", "3 звезды", "2 звезды", "1 звезда", "без звезд". Высшая категория - #5 звезд ; низшая - "без звезд".

Наличие у гостиницы категории подтверждается знаком категории.

Иллюстрация канала «Права на качество». Примеры как выглядят знаки категории.
Иллюстрация канала «Права на качество». Примеры как выглядят знаки категории.

Знак категории могут использовать только при наличии свидетельства о присвоении категории и только в течение срока его действия.

Сведения о категории российской гостиницы содержатся в Едином перечне классифицированных объектов туристской индустрии. Получить выписку из данного перечня можно на официальном сайте Ростуризма.

Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

Законность замены категории гостиницы после заключения договора

Информация о потребительских свойствах туристского продукта, в том числе о программе пребывания, условиях проживания и питания, является существенным условием договора оказания туристских услуг и не может быть изменено туроператором без согласия туриста (ст. 310 ГК РФ; абз. 6 ч. 2 ст. 10 Закона «Об основах туристской деятельности»).

Замена категории гостиницы является изменением существенных условий договора, так как условие о категории это и есть условие о проживании и питании, о которых турист договорился с туроператором.

Замена категории гостиницы может рассматриваться, как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении условий договора.

Если существенные изменения обстоятельств связаны с ухудшением условий путешествия, указанных в договоре, гражданин вправе потребовать изменения или расторжения договора (абз. 6 ч. 2, ч. 6, 7 ст. 10 Закона «Об основах туристской деятельности»).

Кто несёт ответственность за недостоверную информацию об отеле

Турагент, субагент и туроператор несут ответственность за ненадлежащую информацию о туристском продукте. При этом туроператор несет ответственность независимо от того, кем должны были оказываться эти услуги (туроператором, турагентом или субагентом).

В случае получения недостоверной информации об услуге гражданин может требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, а также отказаться от исполнения договора (абз. 6 Закона «Об основах туристской деятельности»; п. 1 ст. 12, ст. ст. 29, 32 Закона «О защите прав потребителей»).

Если категория гостиницы хуже указанной в условиях договора, или рекламных листовках, буклетах итп, предоставляемых турагентством для ознакомления, можно говорить о предоставлении недостоверной информации об услуге.

Тоже самое имеет место, если условия проживания и питания не соответствуют заявленной категории.

За предоставление недостоверной информации о категории гостиницы туроператор может быть привлечен к административной ответственности (ч. 1 ст. 14.39 КоАП РФ).

В случае замены категории отеля туроператором в одностороннем порядке турист имеет право на получение компенсации.

Варианты получения компенсации

В зависимости от времени получения информации об изменении отеля существует несколько вариантов получения компенсации во внесудебном порядке и направления соответствующих требований.

1. Если информация об изменении отеля поступила после подписания договора, но до начала поездки, #турист вправе (абз. 4 п. 1 ст. 18, абз. 7 п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей»):

  • совершить путешествие на предложенных условиях и в последующем предъявить требование о соразмерном уменьшении стоимости туристского продукта либо о предоставлении дополнительных услуг;
Что такое туристский продукт. Раскрываем понятие. Иллюстрация канала «Право на качество».
Что такое туристский продукт. Раскрываем понятие. Иллюстрация канала «Право на качество».
  • отказаться от поездки и направить претензию с требованием вернуть денежные средства и полностью возместить убытки в связи с существенными отступлениями от условий договора.

Так как в этом случае договор расторгается не в силу одностороннего отказа туриста от поездки, а ввиду существенного нарушения условий договора туроператором, то турист не обязан компенсировать туроператору фактические расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ).

Это связано с тем, что фактических расходов по исполнению договора с первоначальными условиями (согласованной в договоре категорией гостиницы) произведено не было, ведь оператор заменил существенное условие в одностороннем порядке и по подписанному договору не работал.

Правда в данном случае следует заручиться доказательствами того, что категория гостиницы изменена туроператором в одностороннем порядке до направления претензии и услуги на условиях, согласованных в договоре, оказаны не будут.

2. Если информация об изменении отеля получена по прибытии туриста в страну временного пребывания, турист вправе (абз. 4, 5, 7 п. 1 ст. 18, абз. 2,3,4 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»):

  • потребовать полностью возместить убытки, в том числе оплатить проживание в другом отеле;
  • заселиться в предложенный #отель и потребовать возместить разницу в стоимости номеров в отеле или, говоря юридическим языком, соразмерного уменьшения цены путевки;
  • направить требование туроператору о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков - переселении в отель, предусмотренный договором.

Порядок получения компенсации с туроператора

В общем случае при несоответствии гостиницы заявленной категории рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Зафиксируйте факт предоставления недостоверной информации о заявленной туроператором категории гостиницы.

Шаг 2. Обратитесь к туроператору с требованием о возмещении убытков и компенсации вреда.

Шаг 3. Дождитесь рассмотрения претензии и получите ответ.

Шаг 4. Обращайтесь в суд, если не получили деньги.

Подробное описание, что конкретно делать на каждом шаге, читайте в продолжении этой статьи.

Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

Может быть интересно:

ДТП на СТО: кто возместит ущерб?

Вернуть деньги за отмененный тур: как это бывает

Спасибо за внимание. Если моя статья показалась вам полезной, ставьте лайк 👍.

Не забывайте подписываться на канал. Подписка на канал позволит не пропустить новые полезные публикации.

Если понравилось творчество дизайнера, с вас лайк (если ещё не ставили).

Надоело читать, буду готовиться отдыхать. Это партнерская ссылка, ведёт в каталог купальников. Вдруг вы забыли прикупить парочку и искать уже некогда.

#памятка для туриста #права туриста #памятка туристу #закон о защите прав потребителей #гостиницы #советы путешественникам #путешественники