Всем привет! С вами снова Лера Птица!
Сразу к делу. На самом деле, Дина Рубина - великолепный автор. Мне давно советовали в комментариях к статьям о книгах почитать из наших современников именно ее. Для знакомства с автором я выбрала роман "Русская канарейка". Книга прекрасная, мне очень-очень понравилась, но...
Вот об этих НО я бы и хотела сегодня поговорить. И если среди читателей этой статьи есть поклонники Рубиной или те, кто читал ее книги, буду очень рада пообщаться в комментариях.
Итак, что же это за чудо такое - "Русская канарейка". Сначала расскажу немного о романе.
Обычно я пишу отзывы сразу на несколько книг в одной публикации. Так почему же решила написать отдельную статью об этом романе? Произведение состоит из трех отдельных томов: "Желтухин", "Голос" и "Блудный сын". В общем, чуть больше полутора тысяч страниц. Нехилый такой объем. Поэтому и написать о книге можно очень много.
Сначала о плюсах. Точно могу сказать, Рубина - мастер слова. Ее стиль очень "филологичен". Она как бы смакует язык, обыгрывает каждое словечко и выражение на свой лад. Это очень оживляет само произведение.
Второе, что привлекает - это атмосферность. Автор прекрасно передает колорит всех мест, где происходит действие романа. Ты буквально чувствуешь дух одесских двориков, алма-атинских яблочных садов, иерусалимских ресторанчиков, парижских улочек и даже жарких тайских островных вечеров. Да, география романа очень разноплановая. Это увлекает. Как будто путешествуешь вместе с главными героями.
И кстати о них. Персонажей в романе очень много. Это мозаика из лиц и образов. Такое хитросплетение судеб, которое ведет нас к знакомству с главными героями. Их двое: Леон, талантливый певец с невероятным голосом, он же по совместительству сотрудник израильских спецслужб и Айя, немая девушка-фотограф, странница по жизни. Кстати, от главных героев я в восторге, очень уж близки они мне по духу. А ведь близость с персонажами и влюбляет в любое произведение.
"Желтухин", первый том - это добротная семейная сага. Читатель знакомится с очень разными судьбами членов семьи, да не одной. Хронологически затронут отрезок в большую часть 20-го века.
Во втором томе ("Голос") действие превращается в шпионский роман с элементами любовного. Ну а в третьем ("Блудный сын") начинается полный "голливуд". В общем, разнообразно и разнопланово. То есть каждый читатель найдет в "Русской канарейке" что-то по душе.
Именно на этой ноте я хочу перейти минусам. Точнее, даже не минусам, а особенностям романа, которые мне не понравились. Кому-то из читателей, наоборот, это покажется очень нужными и яркими чертами стиля Дины Рубиной.
Первое - очень много персонажей, даже слишком много. И каждый образ выписан очень тонко, филигранно, с максимальной детальностью (даже если это просто человек, живущий в доме напротив, появляющийся в романе только ради своего описания и не несущий никакой сюжетной нагрузки).
Из-за этого обилия разных личностей даже не сразу разглядишь главных героев, ради которых и задумана вся книга. Часто просто путаешься, кто есть кто. И это сбивает с толку и утяжеляет повествование.
Второе - очень много описаний. Все эти "камины, облицованные иранской плиткой лазорево-бирюзовой гаммы", и "старинные замки с бесчисленным количеством комнат и выбитыми плитками паркета", и глаза, которые никогда не "просто глаза", а всегда "огненно-черные" или "глаза василиска", или "невыносимые для многих ледяные". И даже кофе всегда не просто кофе, а какой-нибудь. И если «масло в верхах и бриллиантовая россыпь в среднем регистре» (все музыкальные тонкости и подробности) даже интересны, так как соотносятся с главным героем, то бесконечные описания мест и интерьеров, на мой вкус, излишни.
Поймала себя на мысли, что при очередном описании читаю уже по диагонали, почти перелистываю. Короче, все это немного утомляет. Хочется, чтоб было "ближе к делу". ("Пиши, сокращай" в действии).
Да, такие подробности создают атмосферу, но можно было бы как минимум на четверть сократить. Чтоб поменьше атмосферы и побольше сюжетных виражей.
А вот за сюжетные виражи (несмотря на обилие описаний сюжет-то отличный) огромное спасибо автору. Когда уже утомляешься от очередной "утробы камина, даже летом хранившей седоватый пепел и тд и тп", тут раз - и невероятный поворот. Вот это классно!
А еще иногда слегка смущал стиль общения автора с читателем: этакое простодушие и прямота, какое-то заигрывание. Вроде "ох, ну вот тут я забегаю вперед" и все такое. Подобного много в первом томе. Передать невозможно, где-то на уровне ощущений.
И о послевкусии. Его как такового и нет. И вот это странно.
Но в общем, книга очень яркая! Рубина, несомненно, блестящий представитель современной литературы. И прочитать хотя бы одно ее произведение точно стоит. Буду ли я читать у нее что-то еще? Пока не знаю.
Читали Рубину? Поделитесь впечатлениями!
P.S. Когда-нибудь на Дзене сделают человеческий рубрикатор, и я обязательно объединю все статьи о книгах под одной темой. А пока предлагаю прочесть другие мои книжные обзоры, может, найдете для себя книгу по душе.