Аннотация к книге «Жизнеописание Льва» обещала нам историю современного евангельского блаженного и чуть ли не «русского Форреста Гампа». Так ли это? Даже близко не так. Плохо ли это? Отнюдь.
История берёт своё начало в 70-х годах прошлого века. Нас знакомят с маленьким Лёвой и его семьёй – мамой и бабушкой. Вместе они едут на дачу, где и разворачиваются основные события первой части книги.
Лёва – необычный. Он чувствует вещи, их эмоции и настроение. В отличие от других детей, ему чужды агрессия и насилие, а больше всего в жизни он любит порядок.
Детский ум не может осознать некоторые вещи, но видит их – он чувствует появление бандита в дачном кооперативе; неприятную «медвежью» ауру милиционера и его ускользающую машину; измену жены соседа и многое другое. Описанию жизни Льва и странных событий и посвящена первая половина книги.
Именно в этой части наш маленький герой похож на блаженного больше всего. [Тут надо кое-что добавить: мне кажется, автор будто бы забыл, что дети вообще всё по-другому воспринимают и чувствуют. Поэтому для меня образ «маленького блаженного» не сработал].
Но есть и другая сторона: помимо психологической составляющей, первая часть книги раскрывается как потрясающая картина уходящей советской эпохи. Картина эта складывается из мельчайших деталей: старенькие электрички, уважаемые учёные, вездесущая милиция и скромные дачи – всё это обеспечивает «полное погружение» в эпоху.
Разительно от первой части отличаются две оставшиеся. Они посвящены взрослому периоду жизни Льва. Он теперь – библиотекарь и исследователь творчества некого Сызранцева. Несколько застенчив, неумел в обращении с противоположным полом, но назвать его блаженным у меня всё равно не получается.
Большая часть сюжета во второй половине книги посвящена теме поиска: пытаясь найти информацию о поэте, герой обретает (или теряет?) себя. Акценты повествования также смещаются: если в первой части в фокусе оказывается чудаковатость мальчика и антураж 70-х, то вторая часть сосредотачивается на психологизме героя и теме потери неких моральных ориентиров общества.
Переход от одной темы к другой показался мне резким, но это единственный недостаток, который я отметил для себя. И, может быть, из «Жизнеописания Льва» не получился «русский Форрест Гамп», зато получилась отличная отечественная проза – с глубокими персонажами и важными темами, которую к тому же легко читать.
Никита Лейченко, библиотекарь отдела городского абонемента