Стихотворение Некрасова «Железная дорога» знакомо нам со школьной поры. Ваня спрашивает папашу-генерала, кто строил эту железную дорогу, а тот отвечает: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька».
А лирический герой не согласен с этим ответом: на самом деле строил простой русский человек, жертвуя своей жизнью:
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Историческая правда оказалась сложнее. Строил дорогу министр путей сообщения высокообразованный и гуманный специалист инженер-генерал Павел Петрович Мельников. При строительстве магистрали передовая инженерная мысль середины XIX века переплеталась с каторжным трудом сотен тысяч мужиков, многие из которых «гроб обрели здесь себе». Официально же работы возглавлял любимец Николая I, граф Петр Андреевич Клейнмихель, все постройки которого обходились чрезвычайно дорого и соединялись с бесчеловечным отношением к рабочим.
Мельников построил в Любани и целый комплекс замечательных сооружении: здание вокзала, паровозного депо, школы, церкви-памятника. Депо, например, до сих нор находится в хорошем рабочем состоянии, железнодорожники не могут нахвалиться на его целесообразность и продуманность, а ведь построено оно в позапрошлом веке.
Мраморная доска с именами инженеров-первостроителей железной дороги была установлена в любанском храме св. Петра и Павла, апостолов-покровителей Павла Петровича Мельникова. Его прах был захоронен в усыпальнице в нижнем этаже церкви.
Храм строился по проекту знаменитого архитектора К. Тона.
Богослужения в этом храме продолжались 70 лет, молились о всех служащих на железной дороге, о всех усопших строителях. Некрасов зря сомневался от лица крестьянина («Всё ли нас, бедных, добром поминаете // Или забыли давно?.."). Помнил государь и русский народ о строителях Николаевской железной дороги.
Но вот времена меняются. Дорога становится уже Октябрьской. После революции храм закрывается, сначала его использовали как клуб, а потом, убедившись в его малой площади, как овощехранилище. Картошку хранили прямо на надгробии П.П. Мельникова. Священников храма в 1937 г. расстреляли в Ленинграде. Кладбище при церкви с могилами инженеров-путейцев и священнослужителей было разорено.
Во время войны Любань оказалась в оккупации. Люди начали возрождать отнятые большевиками святыни. Петропавловская церковь получила тяжелые повреждения в ходе боев, но уже в 1942 году её стали восстанавливать, службы проводились.
А после войны «родная» советская власть опять отобрала у верующих храм. Останки П. Мельникова в 1954 г. перенесли из заброшенного и разрушающегося храма в сквер у вокзала, воздвигли памятник первостроителю.
В 1980-е годы стала возрождаться приходская община, и начиная с 1989 года велись реставрационно-восстановительные работы, в основном финансируемые Октябрьской железной дорогой.
Первые крестные ходы проводились вот с такими железнодорожными фонарями, один из них до сих пор хранится в музее при храме в подвальном помещении.
На её средства воссоздана памятная доска с именами первостроителей. Было принято решение о возвращении на прежнее место останков первому министру железных дорог России П.П. Мельникова.
Проезжая мимо Любани Тосненского района, вспомните об одном из великих сынов Отечества П. Мельникове и обо всех, кто строил дорогу, кто погиб на дороге, о 79 инженерах-строителях Николаевской, ныне Октябрьской железной магистрали.