Найти тему

Бронзовые птицы. Между небом и землёй.

Осенью рыбаки случайно достали из земли одной из деревень Кунашакского района Челябинской области 14 фигурок бронзовых птиц с распростёртыми крыльями. Оказалось, что этим «птицам» 4000 лет. Что же это за «птицы»?

Пицевидные идолы иткульской культуры
Пицевидные идолы иткульской культуры

Ранние образцы птицевидных идолов (именно их нашли рыбаки) связаны с иткульской культурой Среднего Зауралья (VII–III в. до н.э.). Известно свыше 100 памятников (городищ, селищ, святилищ) этой культуры, названной по озеру Иткуль. Городища располагались на высоких местах и были ограждены рвами и валами, в сооружении которых часто использовали камень. Часть площади занимали жилища, а часть – производственные сооружения. Главным делом иткульцев была выплавка металла и его обработка. Металлурги не испытывали дефицита сырья, так как основная часть поселений располагалась в полосе рудных месторождений. Ассортимент изделий включал не только предметы культа, но и кинжалы, наконечники копий и стрел, кельты, ножи, иглы, котлы, украшения, зеркала и другие предметы.

Иткульские металлурги поклонялись силам природы, и одним из главных для них был символ птицы. За всё время археологического изучения Урала и Сибири описано около сотни птицевидных идолов, и их ещё продолжают исследовать. Использование данного элемента служило не столько фактом отображения повседневной реальности, сколько носило глубокий космологический, мифологический и культовый смысл.

У народов всего мира птицы считались божественными существами, памятники искусства изобилуют их изображениями. С самых первых проявлений человеческой культуры, образ птицы выступал неотъемлемым компонентом воплощения мировоззрения людей в материальных объектах. Начиная с древнего Шумера и практически повсеместно птица – это образ души или же некий посредник между мирами (особенно водоплавающие птицы, птицы трёх миров – наземного, водного и воздушного).

С древности существуют легенды и сказки, где главным символом выступает изображение птицы. Сами мы с детства знакомы с образами сверкающей Жар-птицы, мифических птиц Сирин и Алконост, огненного Феникса. Эта древняя символика до сих пор сопровождает нас в виде украшений, орнаментов, знаков – часто нераскрытая и привычная.

Они несут в себе черты дневных хищных птиц: орла, ястреба, коршуна, сокола, – что объясняется исследователями их назначением быть вместилищем душ умерших иткульцев, имевших различный пол, возраст, социальный статус в обществе. Однако встречаются и такие, которых можно отнести к образу дятла, ворона или совы. Данные идолы отличаются не только воплощёнными в металле образами птиц. Значительные отличия содержатся в иконографическом исполнении, в размере, в манере передачи объёма, в наличии креплений («петелек» для подвешивания), в степени обработки после отливки.

Мнения учёных в вопросе предназначения иткульских птицеидолов разделились. Одни считали, что данные артефакты являются предметами жертвоприношений либо посредниками «помощниками» в шаманских обрядах. Другие – что, скорее всего, они являются вместилищем душ умерших иткульцев – иттармой.

Если говорить о сакральном содержании, то птицы (особенно перелётные), наряду с другими представителями животного и растительного миров могли символизировать ежегодное умирание и воскрешение природы, с каковой ассоциировал себя и древний человек. Найденные птицеидолы выполнены из бронзы. После предварительного осмотра стало понятно, что они хорошо сохранились. Возможно, это потому, что обычно (но не всегда) сакральные предметы специально содержатся в условиях, препятствующих их утрате. Поскольку точно не известен контекст находки: как именно располагались в грунте эти предметы, можно только предположить, что они были атрибутами наряда шамана (что известно по этнографическим материалам некоторых сибирских народов), а возможно, использовались как-то иначе.

Рыбаки Максим Щипачёв и Андрей Евдокимов передали находку музею ЧелГУ
Рыбаки Максим Щипачёв и Андрей Евдокимов передали находку музею ЧелГУ

Андрей Евдокимов, рыбак: Мы наткнулись на этот клад случайно. Вначале даже не поняли, что это. Посмотрели, вроде, изображено что-то. Решили аккуратно обкопать, побольше ямку сделать. Так понемногу откопали. Руками всё выбрали аккуратно. Что удивило – предметы все разные. И уже и про червяков забыли, и про рыбалку – поняли, что нашли историческую ценность!

Заведующая музеем археологии и этнографии ЧелГУ Екатерина Чайко
Заведующая музеем археологии и этнографии ЧелГУ Екатерина Чайко

Екатерина Чайко, заведующая Музеем археологии и этнографии ЧелГУ: Найти такой тайник – большая удача,. Историческая ценность птичек уникальна. Изучение прошлого человека невозможно без таких находок. Конечный результат исследования в археологии — это реконструкция исторических процессов, объектов и фактов. Цель – не просто найти вещи, а реконструировать прошлое с помощью этих находок.

Реконструкцией прошлого давно занимаются в ЧелГУ. Например, музей-реконструкция «Курган Темир» на Аркаиме – это точная копия родовой усыпальницы кочевников, воссозданная нашими археологами. В мае планируется открытие в музее ЧелГУ уникальной выставки-реконструкции прошлого нашего края. Это будут и одежда, реконструированная по находкам украшений, воссоздание рецептов прошлого: что готовили, как и из чего. В этом помогают исследования пригаров наружных сосудов.

Археолог Евгений Шиманский в раскопе
Археолог Евгений Шиманский в раскопе

Евгений Шиманский, археолог: Реконструировать (с известной условностью) можно разные стороны жизни древнего населения: изучая металл и способы изготовления, можно рассмотреть технологию, объёмы производства, пути распространения предметов. Известно, что иткульцы и ряд других носителей лесных культур раннего железного века активно взаимодействовали со степными кочевниками – возможно, что и мифологическая картина мира была во многом схожая. Иконография и стилистика предметов тоже объект изучения. А насчёт событий: мотивация древних при создании и «консервации» (в виде кладов) не всегда нам понятна. «Клады» бывают разные: как некий депозит вещей на будущее, как определённый реликварий.

Птицеидолы различаются по форме, размерам и орнаменту. Возможно, имела место быть специфика технологии изготовления как штучного товара. А, возможно, это говорит об индивидуальном характере каждого «идола», то есть обозначение через него души отдельно взятого человека. Некоторые вопросы древних мифологических представлений нельзя реконструировать с полной однозначностью. Многие из них выглядят недоделанными, лишёнными какой-то вторичной доработки. Это нормальная ситуация с предметами, которые заранее предназначаются для сакральной сферы. Иными словами, это не предметы, предполагающие постоянное утилитарное использование, а символы чего-то, и создавать их нужно именно как символы. Такие вещи, например вотивные, встречаются во многих культурах древности, да и сейчас (условно говоря, «Золотой микрофон» или «Золотая бутса» тоже никем по назначению не используются).

Если вы в результате каких-либо земельных или строительных работ обнаружили предметы старины, приносите их в музей.

Авторы материала: Нина Басова, Инна Голованова

Фото: Нина Басова, Инна Голованова, ЧелГУ.

Птицы
1138 интересуются