Прелестная швея Алина Шариго (1859–1915)
Муза Пьера Огюста Ренуара
«Женщины все отлично понимают. С ними мир становится совсем простым. Они приводят все к своей подлинной сущности и отлично знают, что их стирка не менее важна, чем конституция германской империи».
Она родилась в семье портнихи и булочника. Отец вскоре после рождения дочки бросил семью. Девочку воспитывали тетя Викторина с мужем, потому что мама работала далеко от дома – деньги-то нужны! Алину отдали в школу для девочек, где она научилась шить. Когда ее мама перебралась в Париж, пятнадцатилетняя Алина отправилась к ней. Обе устроились швеями в большое ателье у подножия Монмартра, где одевались жены богатых коммерсантов, и хорошо зарабатывали.
Сорокалетний Ренуар впервые увидел свою музу в кафе на бульваре Сен-Жермен.
Круглолицая пышечка с осиной талией сосредоточенно поглощала крохотные булочки со взбитыми сливками и запивала их кофе. Он был очарован – именно таким был его идеал красоты: большие глаза, вздернутый носик и ротик вишенкой. Он тоже был хорош – в расцвете лет, элегантный, всегда щегольски одетый, несмотря на скудость средств.
Она согласилась позировать для него. Стала его любовницей. И продолжала шить. Частенько они с мамой подкидывали ему денег: Ренуар не был признан, как и все остальные импрессионисты, и беден как церковная мышь. Алина вела хозяйство любимого мужчины, оберегала его покой, сама нанимала рабочих для ремонта квартиры и следила за ними, совершала покупки. Убирала квартиру в его отсутствие – он считал, что пыль вредна для здоровья, а готовили они вместе – Ренуар любил вкусно поесть. В 1883 году Алина родила сына Пьера. Она была уравновешенна, приветлива, немногословна и, как писал художник Дега, на богемных пирушках вела себя как «королева, посетившая балаган бродячих акробатов».
Ренуар упоенно писал свою музу – она располнела, и нагие красавицы у него на полотнах приблизились к рубенсовскому идеалу. В 1890 году они официально поженились.
К нему, первому из импрессионистов, пришла слава. И он сразу нанял кухарку и горничную в помощь жене. У них родились еще двое детей. Алина заботилась о нем как мама – когда он упал с велосипеда и когда заболел ревматизмом. Ренуар перестал писать жену обнаженной, но продолжал изображать ее в роли достойнейшей матери семейства.
Он не отказывался от интрижек с натурщицами – считал, что девица сама должна беспокоиться о своей невинности, не обижался, если ему отказывали, брал с благодарностью то, что предлагали. И по-прежнему считал свою расплывшуюся супругу красавицей, ведь любовь – в глазах смотрящего.
Его дом был там, где была Алина. Она не обращала внимания на его измены – знала, что ее долг поддерживать огонь в семейном очаге, понимала, что без этого пламени ему творить не удастся.
Умерла она в 1915 году, когда муж пребывал на вершине славы и признания и когда его картину приобрел Лувр. Ренуар пережил жену на три года.
Понравилось? Подпишись на наш канал!
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит" * Иллюстрации из журнала "Лилит"