На днях я разбирала интервью заслуженного артиста России Рамиля Мехдиева, который сейчас работает хореографом в группах Нины Мозер и Светланы Соколовской:
В том интервью была поднята еще одна интересная тема, о которой мне захотелось поговорить отдельно.
Мехдиева спросили, что он думает о словах Фаины Раневской, назвавшей балет на льду одним из двух извращений в мире. Рамиль с такой трактовкой согласился и даже назвал балетные программы на льду фарсом.
Вот этот фрагмент из интервью:
Рамиль не первый, кто возмущается тем, как варварски постановщики зачастую нарезают музыку, как нелогично порою выстраивается программа, а взятый известный образ не имеет ничего общего с оригиналом.
С одной стороны, я прекрасно понимаю, о чем он говорит. Когда спортсмен берет знаковую музыку и катает под нее непонятно что, у знающих людей вполне закономерно возникают претензии к происходящему на льду.
С другой стороны, мне кажется, это тот случай, когда нужно уметь абстрагироваться. Фигурное катание – это прежде всего спорт, где фигурист ограничен четкими правилами. За отведенное время необходимо показать определенный набор элементов, которые желательно вписать в музыкальные акценты.
В таких условиях невозможно за пару минут передать целую историю из балета, книги или кино, добиться идеального соответствия и переложить движения на лед.
К костюмам в фигурном катании тоже предъявляется ряд требований. Например, он не должен быть театральным. Поэтому и к критике нарядов нужно относиться очень осторожно.
Мне кажется, соревновательные программы следует воспринимать как вольную интерпретацию музыки, которая необязательно должна соответствовать своему исходному замыслу. Это своего рода современный взгляд на ту или иную композицию.
Хотя соглашусь, что должна быть грань, переступать которую не стоит. Нельзя свою необразованность выдавать за оригинальное видение и прочтение музыки. Грубо говоря, не стоит изображать безудержное веселье, когда на фоне звучит драматичная мелодия. Когда берешь культовое, знаковое произведение, следует познакомиться с его историей.
Здесь, конечно, можно возразить: раз не получается перенести на лед известный образ, не лучше ли от него отказаться? Придумывайте что-то свое, используйте абстрактные произведения или пишите свою музыку, чтобы не было претензий.
Однако представить сейчас фигурное катание без любимой классической музыки просто невозможно. Кроме того, отталкиваться от всеми известного образа гораздо проще, чем донести до зрителя свою собственную идею.
Помимо всего прочего, фигурное катание несет в себе и просветительскую деятельность. Многие болельщики начинают интересоваться историей музыки, когда изучают программы любимых фигуристов. Благодаря выступлениям спортсменов, люди знакомятся с произведениями великих классиков, покупают билеты в театр, берут в руки книгу или включают кино.
Именно поэтому я считаю, что в фигурном катании можно и нужно использовать известные произведения. Джульетт и Кармен много не бывает. Чайковский, Рахманинов, Моцарт, Бетховен и другие великие композиторы должны звучать на льду.
По этим же причинам я, пожалуй, не могу согласиться с тем, что балетные программы на льду – это какое-то извращение или фарс. Да, это не тот классический балет, который мы знаем, а скорее отдельное направление, но не менее прекрасное и вдохновляющее.
А как вы относитесь к балетной интерпретации в фигурном катании?