Для лыжницы из карельской Сегежи Ольги Жолудевой прошедший сезон стал последним на юниорском уровне. Теперь спортсменка, которую тренеры юниорской команды усмотрели в биатлоне, будет работать в группе Олега Перевозчикова. В интервью проекту «На лыжи!» Ольга рассказала о том, что не получилось в прошедшем сезоне и чего ждёт от сезона предстоящего.
– Прошедший сезон получился для меня совсем не таким, как я себе представляла. Начиналось всё довольно хорошо. Весь подготовительный период прошёл без проблем, я была настроена на максимально хорошие результаты. И первые старты в России показали, что я могу бороться за высокие места. Подготовку к своему последнему чемпионату мира среди юниоров я провела очень хорошо благодаря тренерам нашей команды, но в норвежском Лигне не пробежала ни одной гонки.
Хотя ехала только с одной целью – завоевать золотую медаль. Подводящие старты в Кубке Скандинавии в Отепя показали, что всё было сделано правильно, я буквально на глазах набирала форму, но… Сразу по приезду в Норвегию я сдала положительный ПЦР-тест. И в итоге смотрела гонки из номера, переживала за девочек и понимала, что я тоже могу быть там и биться за награды. Но… Все бежали, а я сидела в номере.
Весь чемпионат мира я провела со слезами на глазах. Мне было очень тяжело. Наверное, было бы проще, если бы я знала, что у меня скомканная подготовка, я не в форме и не смогу ничего показать на лыжне. Но ведь всё было иначе. Болезнь просто сломала меня. Когда эмоции от неучастия в чемпионате мира чуть поутихли, я стала настраиваться на то, чтобы как можно лучше выступить сначала на первенстве России, а затем и на взрослом чемпионате страны. Но когда пробежала первую гонку в Кирово-Чепецке, поняла, что ковид просто так не прошёл.
Необходимо было время на восстановление, а у меня этого времени не было. Нужен результат – а откуда я его возьму? Пыталась, но совершенно не бежалось. Я не хочу оправдываться, но так получилось. На первенстве России у меня не получилось вообще ничего, на соревнованиях «Олимпийцы России» уже чуть-чуть шевелилась, а в Сыктывкар ехала с огромным желанием показать, что вся огромная предсезонная работа была проделана не зря. Что-то получилось, что-то нет, но в целом после сезона осталось ощущение нереализованности.
– Сложно было после болезни вновь вставать на лыжи? Ведь непонятно, как всё это отразится на организме?
– Честно говоря, опасения у меня были, когда я получила разрешение вновь возобновить тренировки. Ожидала худшего на первых равномерных тренировках, но ничего такого не почувствовала. Последствия стали сказываться, когда я скоростную работу начала проводить. Тогда и поняла, что с организмом что-то не то. Сдала тест на антитела, поскольку мне было интересно, насколько сильно я всё-таки болела. Врачи сказали, что у меня такое количество антител, что я могу под кашляющих больных вставать – и ничего не будет, можно ничего не бояться.
– Лыжники-юниоры с последнего чемпионата мира непременно хотят привести медаль, чтобы переходить на взрослый уровень с хорошими результатами. Это создавало дополнительное давление на тебя?
– Конечно. Мне тоже хотелось попрощаться с юниорским этапом карьеры как можно лучше, проявить себя так, чтобы потом не было никаких сомнений – да, она достойна, чтобы быть включённой в одну из групп основного состава сборной России… Не знаю, кто бы не переживал на моём месте. Я боялась думать о том, что будет дальше, у нас ведь очень высокая конкуренция в национальной команде. Так что нужно на юниорском уровне обязательно показывать результат, а у меня его не было.
– Но всё разрешилось. Теперь ты вместе с Женей Крупицкой будешь работать в группе Олега Орестовича Перевозчикова. Чего ты ждёшь от работы с этим специалистом?
– Я рада, что всё сложилось именно так. И то, что к Олегу Орестовичу попала, и то, что продолжу совместный путь в лыжных гонках вместе с Женей. Мы с ней три года вместе провели в юниорской команде, а теперь и на взрослом уровне поработаем. Надеюсь, что в результате совместной работы с этим опытным специалистом мы придём к хорошим показателям. Конечно, мы пообщались с Олегом Орестовичем, услышали о том, чего он от нас ждёт. А то, к чему мы стремимся, он и сам прекрасно понимает. После разговора желания работать именно с ним только прибавилось.
– Не смущает, что Олег Орестович за всё время в сборной России ни разу не тренировал женщин?
– Нисколько! Уверена, что мы найдём общий язык. Когда тренер – профессионал своего дела, а Олег Орестович именно такой, ему будет несложно перестроиться. Мы и сами постараемся побольше говорить с ним, рассказывать о своих ощущениях и состоянии, о том, какую базу нам заложили в юниорской команде. А сам он, как мне показалось, уже с нетерпением ждёт начала совместной работы. Кажется, это будет интересный опыт и для Олега Орестовича, и для женской части его новой группы.
– Скажи честно, ты изначально хотела именно к этому тренеру?
– Так ведь вы уже сказали, что Олег Орестович не работал с женщинами. Да, ходили разговоры, что его группа будет смешанной, но никакой конкретики не было. Скрывать не буду, я стремилась в группу Юрия Викторовича Бородавко. Но в итоге сработал другой вариант. Я нисколько не жалею и уверена, что мне работа с Олегом Орестовичем пойдёт на пользу.
– Когда мы подводили с ним итоги сезона, Перевозчиков сказал, что сам попросил отдать тебя и Женю в его группу, поскольку вы обе – выраженные дистанционщицы.
– О том, что Олег Орестович просил за нас, я не знаю. Могу только сказать, что нас никто ни о чём не спрашивал, мы уже были поставлены перед фактом – вы в группе Перевозчикова. Мотивация работать у меня запредельная. Главное, что в основной сборной! Обидно, что у меня не получилось показать на юниорском уровне всё то, на что я действительно была готова, но лучше пусть результаты будут на взрослом уровне.
– Мы общались с тобой по итогам сезона-2020/21, и тогда ты сказала, что на результаты повлияло твоё желание успеть всё и в спорте, и в учёбе. В сезоне-2021/22 таких попыток больше не было?
– Нет, я поняла, что невозможно объять необъятное. Я распылялась, старалась тренироваться полноценно, а из-за попыток полноценно учиться не могла не могла нормально отдыхать и восстанавливаться. По окончании того сезона я поняла, что допускать подобных ошибок нельзя, и взяла академический отпуск после завершения первого курса в Петрозаводском государственном университете. Но обучение в училище олимпийского резерва я продолжаю – получаю среднее профессиональное образование.
– В университет вернёшься?
– Пока думаю. Возможно, мой академический отпуск продлится, ведь первый сезон в основной команде очень важно провести без каких-либо сбоев. Не исключено, что я сменю университет, но продолжу учиться на «Финансах и кредите». Мне это интересно, я хочу это изучать и уделять этому достаточное количество времени.
– Не собираешься ли ты сменить регион? Ты уже говорила, что в родной Карелии всегда одна, полноценной команды нет.
– Я уже это сделала. С нового сезона я буду представлять Татарстан. Мне понравилось конкретное и деловое отношение руководителей лыжных гонок региона. Одним из ключевых факторов, повлиявших на моё решение, стало предложение работы моему личному тренеру Якимёнку Александру Станиславовичу.
– С какими чувствами уходишь из юниорской команды?
– В конце сезона даже не задумывалась, что придётся прощаться с теми, с кем я за прошедшие три года провела времени больше, чем со своими родителями. Только потом пришло осознание, что придётся расставаться. Как-то смазанно всё получилось, мы не смогли по окончании сезона даже встретиться и поговорить с тренерами, которым я безмерно благодарна – Артемием Владимировичем Гельмановым и Егором Владимировичем Немтиновым. Они внесли огромный вклад в моё развитие, отдавали все свои знания и умения, чтобы сделать из меня совершенно другую спортсменку по сравнению с той, что пришла в юниорскую команду. Мне очень грустно расставаться с ними, тем более, я пока даже не знаю, когда и где мы увидимся вновь. Я надеюсь, что мы всегда будем оставаться на связи, и они не будут сбрасывать мои звонки, когда я им наберу.
Я очень сильно к ним привязалась. Лично для меня Артемий Владимирович и Егор Владимирович стали больше, чем просто тренеры. Мне очень грустно, но все через это проходили. Просто в моей жизни начинается новый этап.
Я ещё раз хотела бы поблагодарить своих дорогих тренеров, а также старшего тренера юниорской команды Владимира Даниловича Тимофеева. Огромное спасибо и всем остальным: биохимику Наталье Лизуновой, массажисту Алексею Солдатову, врачам Людмиле Ромашовой, Марине Трубачёвой, Константину Лыскову, психологу Дарье Лебедевой. Вообще всем-всем, кто помогал юниорской команде, пока я в ней была. И особая благодарность спортсменкам, которые были вместе со мной в команде – без конкуренции с вами я бы ничего не добилась.