Найти тему
Artemisia Studio

Палка, палка, огуречик: сногсшибательные карикатуры художника Сола Стейнберга

Часто ли вам приходилось говорить кому-то «Я не умею рисовать», когда вы пытались изобразить что-либо? Нужно ли обладать даром, чтобы создавать картины в духе мастеров Возрождения или это вовсе не обязательно?

На самом деле, если вы горите тем, что делаете, то даже неумение рисовать можно превратить в «фишку». Но тут мы, конечно, немного лукавим. В сегодняшней статье вы увидите творчество легендарного карикатуриста прошлого столетия, и узнаете, как он с помощью линий создавал шедевры.

Сол Стейнберг родился в Румынии в еврейской семье Мориса Стейнберга и Розы Якобсон. Отец был переплетчиком и производил декоративные коробки для конфет, косметики и других товаров.

Сол и старшая сестра Лика, 1924
Сол и старшая сестра Лика, 1924

В 1930-х годах учился в университете Бухареста на отделении гуманитарных наук, изучая философию и литературу. В дальнейшем он характеризовал себя как писателя, который рисует. О своих школьных и студенческих годах он вспоминает, как о ненавистном месте, где процветал институциональный антисемитизм. Стейнберг мечтал вырваться из дома, своей родины.

Рисунок на память о Страда Палас, 1978. Дом Стейнбергов слева. The Saul Steinberg Foundation
Рисунок на память о Страда Палас, 1978. Дом Стейнбергов слева. The Saul Steinberg Foundation

В Милане художник получает архитектурное образование. Хотя диплом зодчего ему так и не пригодился, но полученные знания он широко применял в своих карикатурах, демонстрируя мастерство передачи трехмерного пространства. Свою художественную карьеру он начал в 1936 году, рисуя карикатуры в сатирической газете Bertoldo и довольно быстро стал популярным.

«Это кресло Novecento очень удобное. Ты можешь лечь под него и быть королем». Ультрасовременная мебель, журнал Bertoldo, 1937. The Saul Steinberg Foundation
«Это кресло Novecento очень удобное. Ты можешь лечь под него и быть королем». Ультрасовременная мебель, журнал Bertoldo, 1937. The Saul Steinberg Foundation

Спасаясь от фашистского режима, художник укрывается сначала в Доминиканской Республике, потом эмигрирует в США.

Пропагандистский рисунок с изображением Гитлера в образе двуликого волка, 1944.The Saul Steinberg Foundation
Пропагандистский рисунок с изображением Гитлера в образе двуликого волка, 1944.The Saul Steinberg Foundation

К тому времени в нескольких журналах появились его рисунки.

«Но это наполовину человек и наполовину лошадь», 1941. Первый рисунок для журнала The New Yorker. The Saul Steinberg Foundation
«Но это наполовину человек и наполовину лошадь», 1941. Первый рисунок для журнала The New Yorker. The Saul Steinberg Foundation
«Рождественская прогулка мадемуазель на санях», «Мадемуазель», 1941. Рисунок для журнала The New Yorker. The Saul Steinberg Foundation
«Рождественская прогулка мадемуазель на санях», «Мадемуазель», 1941. Рисунок для журнала The New Yorker. The Saul Steinberg Foundation

Во время Второй мировой войны Сол Стейнберг служил в ВМФ США, работая в подразделении моральных операций в Китае, Индии, Италии, Северной Африке. В свободное время он делал рисунки из военной жизни.

Из портфолио «Четырнадцатая воздушная армия: Китайский театр», 1944. Рисунок для журнала The New Yorker. The Saul Steinberg Foundation
Из портфолио «Четырнадцатая воздушная армия: Китайский театр», 1944. Рисунок для журнала The New Yorker. The Saul Steinberg Foundation

В Америке Стейнберг сотрудничал на постоянной основе с разными журналами, например TIME Magazine, Harper's Bazaar, The New Yorker.

Взгляд на мир с 9 Авеню для обложки The New Yorker, 1976. The Saul Steinberg Foundation
Взгляд на мир с 9 Авеню для обложки The New Yorker, 1976. The Saul Steinberg Foundation

Например, его иллюстрация Взгляд на мир с Девятой Авеню произвела фурор: сам художник говорил, что после этого рисунка мог бы уйти на пенсию, получая выплаты по авторским правам, столько раз этот сюжет перерисовывали!

Дракон, рыцарь и мяч, 1968. Для журнала The New Yorker. The Saul Steinberg Foundation
Дракон, рыцарь и мяч, 1968. Для журнала The New Yorker. The Saul Steinberg Foundation

Интерес художника ко всему распространялся не только на материалы, которыми он создавал свои карикатуры (а это были и гуашь, акварель, уголь, карандаши, чернила и даже масло), и техники, чаще всего экспериментальные, но и на виды искусства.

Без названия, 1969. Тушь поверх масла, акварели и мелка. The Saul Steinberg Foundation
Без названия, 1969. Тушь поверх масла, акварели и мелка. The Saul Steinberg Foundation

Он пробовал рисовать на текстиле, занимался фресками, декорациями, фотоработами, рекламой и даже рисовал в живом пространстве!

Любовь к архитектуре и пространству выражена во многих его работах. Они настолько кропотливо исполнены, что хочется бесконечно разглядывать окошки, проезжающие машины или людей, высыпавших на улицы.

Реклама духов D'Orsay, опубликованная в The New Yorker, 1946. The Saul Steinberg Foundation
Реклама духов D'Orsay, опубликованная в The New Yorker, 1946. The Saul Steinberg Foundation
Здание в центре города, 1952. The Saul Steinberg Foundation
Здание в центре города, 1952. The Saul Steinberg Foundation
Галерея Виктора Эммануила II в Милане, 1951. Тушь акварель. The Saul Steinberg Foundation
Галерея Виктора Эммануила II в Милане, 1951. Тушь акварель. The Saul Steinberg Foundation
Виды Парижа, 1946-49. Шелковый текстиль для Patterson Fabrics. The Saul Steinberg Foundation
Виды Парижа, 1946-49. Шелковый текстиль для Patterson Fabrics. The Saul Steinberg Foundation

Необычный взгляд художника выражен в сочетании тонких, почти невесомых линий с толстыми, с пятнами, фактурой и цветом.

Комод. Городской пейзаж для журнала Flair, 1950. The Saul Steinberg Foundation
Комод. Городской пейзаж для журнала Flair, 1950. The Saul Steinberg Foundation

Особенно интересно выглядят фотоработы, где реальность сталкивается с линейными рисунками, она как будто обретает новое измерение.

Понравилась подборка? Поддержите наш канал лайком или подпиской✨

#artemisiaграфика #искусство #история #культура #графика #рисунки #стейнберг #американские художники #художник