Татьяна Алексеевна Яковлева дю Плесси-Либерман (07.04.1906 – 28.04.1991) была музой и последней любовью Владимира Маяковского, но замуж вышла за французского аристократа.
Беспокойной жизни с гениальным поэтом предпочла титул и положение в свете. Как сложилась жизнь «парижской любви Маяковского»? Не пожалела ли она, что отказалась от счастья быть женой русского гения?
Виконтесса дю Плесси, Франция 1929 – 1941 годы
В конце декабря 1929 года 23-летняя Танечка Яковлева вышла замуж за небогатого, но знатного французского аристократа виконта Бертрана дю Плесси.
14 апреля 1930 года Владимир Маяковский застрелился. Известие о смерти любимого мужчины потрясло девушку. Но жизнь взяла свое. Хлопоты с обустройством быта в Варшаве, где Бертран состоял дипломатом при посольстве Франции в Польше и рождение дочери отвлекло от тяжелых мыслей.
Жизнь в Варшаве поначалу складывалась прекрасно. Но польская столица вскоре начала раздражать Татьяну. Да и служебные дела мужа складывались не вполне удачно. Спустя год Бертран дю Плесси оставил дипломатическую службу. Говорили, что виконт растратил казенные деньги, чтобы обеспечить жене безбедную жизнь.
Вернувшись с мужем и дочерью в Париж, Татьяна открыла модный салон и мастерскую по изготовлению женских шляпок. Чтобы привлечь новых покупательниц, посещала приемы, вернисажи, выставки и вскоре стала популярна в светских кругах французской столицы.
Дю Плесси не нравилась бурная светская жизнь жены. Не разделял он и ее «шляпное увлечение». Вскоре личные отношения супругов зашли в тупик. Окончательный разрыв наступил после того, как Татьяна застала мужа в объятьях любовницы. Ради дочери супруги решили не разводиться. Формально оставались семьей, но были абсолютно чужими друг другу.
В 1936 году Татьяна попала в автомобильную аварию и чудом выжила. Долго лечилась, перенесла 30 пластических операций. Лето 38-го года провела на юге Франции. Там и встретила свою новую любовь – Александра Либермана. Сын русского еврея-эмигранта был на шесть лет моложе Татьяны. Занимался живописью и скульптурой. Встреча оказалась судьбоносной.
Мадам Либерман – «королева шляпок», Нью-Йорк 40 – 60-е годы
В 1940 году над Ла-Маншем немцы сбили самолет, на борту которого находился Бертран дю Плесси. Яковлева овдовела. Спасаясь от преследования нацистов, вместе с Алексом Либерманом и дочерью Франсин Татьяна покинула оккупированную фашистами Францию.
Либерманы поселились в Нью-Йорке. Почти сразу же Татьяна нашла работу дизайнера в модном магазине Анри Бенделя. Вскоре шляпки от Tatiana of Saks стали пользоваться бешеной популярностью у модниц Нью-Йорка. Головные уборы виконтессы дю Плесси носили Грета Гарбо, Эдит Пиаф, Марлен Дитрих.
Залогом профессионального успеха Яковлевой были не только дизайнерский талант и безупречный вкус. Скорее – интуиция и умение убеждать. Покидая ее салон, все дамы были абсолютно уверены в своей необыкновенной красоте.
В 60-годы мода на шляпки прошла. Завершилась и дизайнерская карьера Яковлевой. К этому времени супружеская чета Либерманов стала центром светской жизни Нью-Йорка. В их доме бывали Сальвадор Дали, Генри Киссинджер, Пабло Пикассо. Благодаря Яковлевой, Кристиан Диор познакомился с молодым Ив Сен-Лораном. Долгие годы Татьяна дружила с Марлен Дитрих.
«Русские годы», Коннектикут 70-е – 1991 год
В Коннектикуте у Либерманов был загородный особняк. Друзья называли его «Страной Либерманией». Последние 20 лет Татьяна подолгу жила на любимой «даче». Любила русскую кухню, особенно кисель и гречневую кашу. Не уставала смотреть советские фильмы – экранизации русской классики. Принимала «русских друзей». В «Либермании» гостили Владимир Набоков, Иосиф Бродский, Джордж Баланчин, Михаил Барышников и многие другие.
В последние годы Яковлева часто вспоминала о Владимире Маяковском. Декламировала его стихов, перечитывала старые письма. Однажды она призналась, что благодарна судьбе, которая не позволила ей остаться с Маяковским. Жизнь с советским поэтом не стала бы для нее счастливой. Вероятнее всего, она разделила бы участь всех «бывших», вернувшихся в 30-годы в СССР.
Татьяна Яковлева дю Плесси-Либерман умерла 28 апреля 1991 года в возрасте 84 лет. Ее похоронили в Коннектикуте. Алекс Либерман пережил жену на 8 лет. Дочь Франсин дю Плесси в замужестве Грей стала писательницей, воспитала двух сыновей Люка и Таддеуса.
В России имя Яковлевой помнят исключительно в связи с жизнью и творчеством Владимира Маяковского. Не будь его, вряд ли осталась бы в памяти история белой эмигрантки. И все же те, кому небезразлична судьба отечественной культуры, могут быть признательны этой замечательной женщине с «лицом русского сфинкса». Ведь без ее энергии, связей и гостеприимства жизнь многих талантливых русских эмигрантов в Америке была бы гораздо тяжелее.