Однажды в Исландии. Историческая драма-боевик от создателя "Маяка" и "Ведьмы".
(The Northman, 2022, США)
Запомните главное: не надо в разговоре с создателем "Варяга" Робертом Эггерсом восклицать "Ай, молодца, как же оригинально ты переснял шекспировского "Гамлета"!". Потому что Эггерс гордый - может на такую "похвалу" и обидеться.
Дело в том, что никакая это не очередная гамлетова интерпретация. Или, вернее, интерпретация, но не Шекспира, а древней скандинавской легенды о принце Амлете, ремейк которой Шекспир когда-то и сделал. Это, конечно, вовсе не означает, что тем самым Эггерс поставил себя вровень с классиком. Но в любом случае нельзя сказать, что он тоже "замахнулся на Уильяма нашего" или паразитирует на нем. Ну разве что самую малость, ведь избежать невольных параллелей в столь щекотливой работе все равно не удалось бы.
Те их вас, кто смотрел предыдущие ленты Эггерса "Ведьма" и "Маяк", запросто могут представить, что вас ждет и в "Варяге".
А именно: ловкое балансирование между артхаусом "на природе" и "народным" кино. Которое и зрителю-эстету может приглянуться, и у хрустителя попкорна поперек горла не встанет. Нечто, близкое по духу "Черной смерти" Смита, что я вспоминал недавно. С таким же кровавым натурализмом и бьющими через край эмоциями. Такое же беспросветно мрачное, но при этом художественно проработанное и по-авторски стильное.
Одним словом, любопытно.
Итак, принц со странным именем Йаичница Амлет - кто он такой и чего ему в жизни неймется?
А началась эта история, как пел Высоцкий, "во времена укромные, теперь почти былинные" - в конце 9 века нашей эры. С плавным переходом в последующий 10-й, ясен блин.
Жил-был, а также правил-воевал на исландском острове Hrafnsey король Аурвандил (Итан Хоук), муж королевы Гудрун (Николь Кидман) и отец будущего наследника престола Амлета. А еще был у короля любимый братец Фьёльнир (Клас Банг), который однажды р-раз! - и перестал быть любимым.
Правда, ненавидел его Аурвандлил лишь считанные минуты. Ровно столько, сколько Фьёльнир с другими заговорщиками его предательски убивал. А опосля, провернув свою коварную "одноходовочку", прикарманил себе и королевство, и жену убиенного брата. Ну а Амлету просто взял и отрубил голову. Дабы пацанчик под ногами не путался и за папку однажды не отомстил, ибо знаем мы этих вусмерть обиженных принцев!
Тут и сказке... о, вовсе не конец, но тот, кто слушает, все равно молодец.
Точнее говоря, это Фьёльнир думал, что его племянничек не сносил головы. Тогда как на самом деле его башка осталась на положенном ей, анатомическом месте, потому что ловцы Амлета его упустили. А поскольку он исчез бесследно, они доложили новому королю, что салажонок таки мертв. После чего легковерный Фьёльнир сказал "А, ну и ладно" - и забыл о проблеме, благо иных хватало.
Зато выросший Амлет (Александр Скарсгард) не забыл. И спустя много лет наведался к дяде с приветом - тогда, когда дядю самого уже сбросили с трона и он фермерствовал где-то в Исландии. Да и Амлет за эти годы изменился до неузнаваемости: вымахал под два метра ростом, подкачался и успел поработать берсерком у викингов.
Тем не менее атаковать Фьёльнира в лоб он не рискнул - тот был все еще суров и окружен верными головорезами. Поэтому Амлет прибыл к нему на ферму под личиной свежекупленного раба - смешавшись с партией других рабов. Где и стал "окапываться", втираясь в доверие к врагу и готовя мстительный контрплан по втыканию в дядю своего меча. Который, впрочем, Амлету тоже еще предстояло добыть в бою - как и полагается герою северных легенд про мечерубилово и прочие вальхаллы.
***
В общем, на удивление хороший и вменяемый (в отличие от этого, к примеру) авторский драм. боевик "меча и немножко магии". Вдобавок снятый на шикарных просторах Ирландии и Исландии, с отличными актерами и в "грубом" средневековом антураже - самом правильном из всех. Так что дилемма "смотреть иль не смотреть" здесь, полагаю, не стоит в принципе. Конечно - да, теми паче если вы не имеете привычки пропускать такого рода фильмы.
P. S. А за адски раскачанную трапециевидную мышцу Шурику Стеллановичу Скарсгарду - особый респект. Чтобы вот так взять и превратить себя для этой роли из просто спортивного мужика в человека-медведя, это надо было очень постараться.