Найти тему
С Богом по жизни

2 ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ: ИСПРАВЛЕНИЕ НОВООБРАЩЕННЫХ ХРИСТИАН

НАЗВАНИЕ

Книга названа по имени адресатов (1:1). Это второе письмо Павла церкви в Фессалониках.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Вскоре после первого письма фессалоникийской церкви Павел получил сообщение (3:11), побудившее его взяться за второе письмо. Среди всего прочего, до него дошло известие о том, что в общине ходит поддельное письмо, содержащее лжеучение и якобы написанное им (2:2). Необходимо было дополнительное наставление по двум упомянутым в первом послании темам: второму пришествию Христа (2:2; см. 1 Фес. 4:13—5:11) и ценности честного труда (3:11; см. 1 Фес. 4:11).

Кто-то учил, что второе пришествие Христа уже настало (см. 2:2 в Современном Переводе и Слове Жизни). Может быть, некоторые неправильно поняли учение Павла о том, что христиане “воскресли” с Христом и “правят” с Ним (см. Еф. 2:5, 6), не осознавая, что Павел говорил не о телесном воскресении. Они сделали вывод, что “воскресение уже было” (2 Тим. 2:18), то есть что Христос уже пришел. Своими теориями они будоражили церковь в Фессалониках (1:7; 2:2).

Некоторые члены общины отказывались работать, надеясь на помощь общины. Они постоянно вмешивались не в свои дела и сеяли раздоры. Многие считают, что эти две проблемы взаимосвязаны — что именно неработавшие превратно поняли Павла и распространяли мысль о том, что второе пришествие Христа уже было. Убедив себя, что Господь уже пришел, они решили, что работать не нужно. Связаны были обе проблемы между собой или нет, но эти люди нарушали согласие в общине.

Одно из самых спорных мест в этом письме — стих, где упоминается “человек греха” (2:3), или “беззаконный” (Современный Перевод). Во-первых, Павел применяет апокалиптический язык в документе, в остальном вполне прямолинейном. Во-вторых, до этого Павел уже объяснял фессалоникийцам, что он имеет в виду (2:5, 6), хотя мы и не располагаем тем объяснением. Сегодня многие считают, что “человек греха” — это “антихрист”, о котором говорит Иоанн, однако Иоанн ясно дал понять, что “антихристом” называется всякий, кто не исповедует Христа, пришедшего “во плоти” (2 Ин. 7), в частности гностики. Некогда в одной части церкви применили этот отрывок к Папе Римскому, а в другой посчитали, что это Магомет. По-видимому, Павел все же говорит о чем-то, что происходило именно в то время (2:7), а не об отдаленном будущем. Не зная того, что знали фессалоникийцы, мы не можем категорично настаивать на одной какой-либо интерпретации слов Павла. Пусть мы так и не узнаем в точности, кем был этот “человек греха”, — мы можем понять главное, что хотел сказать Павел, упомянув его: Христос еще не пришел (ни тогда, ни теперь).

ПЛАН

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1:1, 2)

II. ТРЕВОГА ЗА ФЕССАЛОНИКИЙЦЕВ (1:3-12)
A. Их преследовали (ст. 3-6).
Б. Когда будет второе пришествие Христа, все уладится (ст. 7-12).

III. ИСПРАВЛЕНИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПО ПОВОДУ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ (2)
A. Разъяснение в отношении пришествия Господа (ст. 1-12).
Б. Наказ не дать увести себя от истины (ст. 13-17).

IV. ПОВЕЛЕНИЕ СТОРОНИТЬСЯ БЕСЧИННЫХ ЛЮДЕЙ (3:1-15)
A. Большинство исполняло наставления Павла (ст. 1-5).
Б. Тех, кто этого не делал, нужно было вразумлять (ст. 6-15).

V. БЛАГОСЛОВЕНИЕ (3:16-18)

УРОКИ 2 ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

Похоже, старые заблуждения вновь и вновь возвращаются к нам в новых нарядах. Так и идея, что Второе пришествие, Воскресение и Судный день уже были и прошли, сегодня опять с нами. Павел и сейчас бы сказал: “Не спешите колебаться умом и смущаться” от подобного учения. Когда вернется Христос, все об этом узнают (Деян. 1:11; Отк. 1:7); нам не надо будет ждать, когда учителя с особым знанием скажут нам, что это произошло.

Стихи 2:10-12 — среди самых пугающих во всей Библии. Они должны заставить каждого из нас спросить свое сердце: “Действительно ли я люблю истину?”

Дисциплинарные меры в церкви — одна из самых пренебрегаемых, но и самых важных тем в Библии. Не приученный к дисциплине ребенок несносен, бесчинствующая церковь — это катастрофа. Первое письменное повеление о церковном наказании, переданное Святым Духом, мы находим в 3:6-15. Изучите этот отрывок внимательно и с молитвой.

1 и 2 Фессалоникийцам | Исследование Писания | Дзен