Найти тему
Щит_и_лира

"Кармен", Большой театр

"Любовь - дитя, дитя свободы, и законов всех она сильней"... А что происходит, когда один уже равнодушен к объекту бывшей страсти, а тот не желает этот факт признавать? И способен ли покинутый любовник отпустить без борьбы свою женщину к сопернику? Да и была ли любовь на самом деле?

"Кармен" Жоржа Бизе - это опера опер, она на слуху даже у людей, от классической музыки далеких. Прав был Петр Ильич Чайковский, когда писал, что эта опера Бизе - "...в полном смысле шедевр... "Кармен" будет самой популярной оперой в мире..." Положительно отзывался о "Кармен" и Рихард Вагнер (а уж чтоб он похвалил кого-то! К тому же первая постановка "Кармен" провалилась с треском).

И вот какая ирония судьбы: брали изначально билеты на премьеру "Лоэнгрина" (совместная постановка Большого театра и "Метрополитен-опера"), но янки демократично пытались запретить спектакль к показу, "Лоэнгрин" отодвинулся на лето (предположительно, июнь), и произошла замена на "Кармен". Честно говоря, лично я не особо расстроилась: давно и часто посещаю музыкальные театры, но не разу не слушала именно "Кармен". До этого видела 2 варианта постановки в записи: культовую Бориса Покровского (там, где на сцене настоящая колоритная Севилья, а главные партии исполняют Елена Образцова и Владимир Атлантов) и откровенно халтурную Дмитрия Чернякова (там, где по режиссерской концепции, Хозе накрывает биполярочка, расстроенная Микаэла тащит муженька к психотерапевту, а этот добрый доктор устраивает пациенту "квест" с пивной вечеринкой и Карменситой, скачущей по сцене в джинсовом комбинезоне).

Авторство нынешней постановки на исторической сцене Большого принадлежит Алексею Бородину, худруку РАМТа. Кстати, если критики пишут, что какой-то спектакль "скучнейший", не сомневайтесь, берите билеты смело - вам точно не подсунут "новое прочтение" классики (уровень современной музыкальной критики - вообще тема для отдельного разговора). Вот и у А. Бородина все сделано традиционно. Правда, декораций на сцене минимум: вот двери казармы, вот проходная табачной фабрики, в третьем акте очертания гор лишь угадываютя вдалеке, да на небосклоне светит бледная луна.

Обратила внимание, что оркестр играет в явно замедленном темпе, такой и исполнителем выдерживать легче. А я так ждала зажигательную сегидилью!

Юлия Мансурова - исполнительница партии Кармен - справилась на 5 с плюсом, очень достойно. Точно так же и Ованнес Айвазян достойно исполнил партию Хозе. Лично мне больше всех запомнилась Анна Аглатова - Микаэла, ее лиричной, но такой отважной героине сопереживаешь абсолютно. А вот исполнитель партии Эскамильо, скажу честно, не впечатлил.

Спектакль А. Бородина не обошелся и без танцев: пляшущие цыганки в сцене в таверне, и фламенко в последнем акте.

Слушая шедевр Бизе, пыталась разобраться: чем настолько привлекла Хозе авантюристка Кармен? Такую женщину необходимо постоянно завоевывать, чтобы ее не потерять? Нет, вообще-то Кармен сама сделала первый шаг, да и признаться в любви буквально заставила. Мифическая "вечная женственность"? Если под женственностью понимать одновременную беззащитность и стойкость, нежность и способность к самопожертвованию, то это к Микаэле. Что же остается?

Все дело в схожести характеров Хозе и Кармен: склонность к опасным авантюрным поступкам, эгоцентричность и нежелание уступать друг другу. Ведь кто такие эти герои? Дезертир и контрабандистка. Ой, только не надо говорить, что в любви противоположные характеры притягиваются, сходятся люди, сделанные из одного теста.

Сначала из-за своей любимой Хозе попадает на 2 месяца в тюрьму, а потом и вовсе дезертирует из армии, преступая присягу и оказываясь втянутым в криминальный мир. Понемногу бывший солдат начинает тяготиться таким образом жизни, а Кармен...начинает тяготиться Хозе. Когда Микаэла, разыскав Хозе, сообщает, что его мать вот-вот умрет, Кармен спокойно отпускает теперь уже бывшего возлюбленного с соперницей. Однако Хозе уже пожертвовал слишком многим, поэтому, когда Кармен бросает его ради Эскамильо и сообщает, что любовь закончилась, главный герой мстит беспощадно - забирает у изменницы жизнь.

Казалось бы, сюжет во многом обыденный, но за историей, рассказанной Ж. Бизе, зрители следят уже более 100 лет. Давайте же признаемся честно: кто из нас хоть раз в жизни не совершал глупости, маленькие и большие, лишь бы только быть рядом с предметом своих мечтаний? Даже самые циничные и рациональные из нас нет-нет, да и подпадают под очарование "песни любви на поле битвы". Вне зависимости от возраста, социального статуса и политических убеждений.

И да, невероятная, жизнерадостная, наполненная испанским колоритом музыка Бизе не способна оставить равнодушным никого.

В следующий раз я отправляюсь на премьеру: следить за блужданиями героев Эриха В. Корнгольда по лабиринтам "Мертвого города". Удасться ли им отыскать дорогу в "Город живых"?..