Все мы знаем, что самыми сильными эмоциями являются положительные. Но они, как правило, нас только заряжают, мы чувствуем прилив сил, ощущаем, что готовы свернуть горы: нам хорошо. Однако по силе воздействия отличаются именно отрицательные — они несут в себе огромный разрушительный потенциал как для транслирующего эти эмоции, так и для принимающего. Они могут нас шокировать, напугать, вызвать ответную реакцию.
Чтобы оставаться здоровым, нам советуют не отказываться от проявления негативных чувств, выражать их и ни в коем случае — подавлять! Эдвард Мунк, будучи депрессивным художником, точно знал, куда девать свои переживания. Удивительно, но его чувства весь мир разделяет до сих пор!
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.»
Эту картину художник долго пытался воспроизвести, пока не пришел к экспрессионистскому стилю и нашел образ, который смог бы передать это отчаяние без надежды на исцеление, благополучный исход. Тем более, что Мунк писал работу не в самые лучшие времена лично для него.
Бесполое существо было идеальным вариантом: не то человек, не то тень человека переживает глубокие эмоции, которые вторят пейзажу. Кроваво-красные волны над фьордом справа перетекают в воду, которая доходит до главного героя, и только перила моста удерживают его от падения в пучину ужаса (особенно если учесть, что с этого моста в Норвегии очень часто прыгали...).
Помимо всего прочего, Мунк решил растиражировать этот образ. В 1885 году он создал много гравюр с этим изображением, вот, например, одно из них:
Вообще, помимо живописи, у Мунка очень много графических работ в различных техниках, частично повторяющих его сюжеты. Но вернемся к крику: уже в 20 веке знаменитый художник Энди Уорхол, известный своими кричащими, эпатажными работами, отметил минимализм этого произведения, близкий его собственному подходу. Так, Уорхол сделал множество цветных автолитографий с кричащим человеком.
Эта картина стала предвестником всего искусства 20 столетия и, безусловно, очень сильно на него повлияла. Эту картину даже несколько раз похищали! И не удивительно; возможно, гипертрофированное изображение ужаса способно влиять на нас подсознательно, мы испытываем катарсис.
Конечно, крик добрался и до эмодзи! Можно сказать, что картина Мунка стала мемом: ее воспроизводят во всех вариациях даже сегодня.
Например, первое оригинальное название картины «Крик природы» в 21 веке переросло в масштабную экологическую акцию The Scream of Nature, призванную показать, как природа страдает от неумеренного и бездумного потребления. Узнаваемый портрет создают из всего, что подлежит переработке или сами участники акции собираются вместе.
Понравилась статья? Лайк и подписка станут поддержкой нашего канала! Присоединяйтесь к нам ☀️
#artemisiaживопись #графика #живопись #история #искусство #мунк #известные картины #культура