25-е мая — важная дата в истории кинофантастики, да и фантастики вообще. В этот день ровно 45 лет назад состоялась мировая премьера первого фильма из вселенной «Звездных войн», «Новая надежда».
Можно спорить сколько угодно о художественном уровне фильма Джорджа Лукаса, о его культурных достоинствах или недостатках, но с одним совершенно точно спорить невозможно: франшиза, дорогу которой проложила эта кинокартина, оказала огромное, практически неоценимое влияние на дальнейшее развитие жанра.
Однако я хочу написать не стотысячный хвалебный (или ругательный) материал о «Звездных войнах», а вспомнить автора, который внес свой вклад на самом старте знаменитой франшизы. Речь идет о писательнице Ли Брэкетт.
Брэкетт начинала с «планетарной фантастики» с сильным влиянием романов Берроуза о Джоне Картере (хотя с куда большим научно-фантастическим акцентом). Потом, когда аппараты «Маринер» окончательно подтвердили отсутствие жизни на Марсе, она отправила своего самого популярного героя Старка за пределы солнечной системы, заработав звание «королевы космической оперы».
Кстати, Брэкетт была замужем за другим классиком «космической оперы», Эдмондом Гамильтоном, но из-за разных подходов к творчеству, они практически ничего не написали в соавторстве кроме одного «кроссовера» «Старк и звездные короли» (я о нем узнал во время сбора материалов для статьи, надо будет найти прочитать).
Помимо фантастики Брэкетт также писала «крутые детективы» в духе классиков нуара, таких как Рэймонд Чандлер. Именно эта часть ее творчества проложила ей дорогу в Голливуд — один из режиссеров так впечатлился, прочитав ее роман «Никакого толку от трупа», что попросил своего секретаря найти «этого парня, как его, Брэкетта». В результате Брэкетт стала соавтором (совместно с самим нобелевским лауреатом Уильямом Фолкнером!) сценария знаменитой экранизации Чандлера «Большой сон».
Позже этих сценариев было еще много, и последним из них, как вы уже, наверное догадались, стал сценарий к одной из частей «Звездных войн», а именно — к первому продолжению, «Империя наносит ответный удар». К сожалению, Брэкетт скончалась сразу после завершения первого чернового варианта сценария. Относительно дальнейшей судьбы есть разные версии. Одни говорят, что Лукас и нанятый им Лоуренс Каздан полностью переписали сценарий Брэкетт. Другие утверждают, что, несмотря на значительную переработку, основа сюжета все-таки осталась той же, что была изначально задумана Брэкетт.
В любом случае, ее имя значится в титрах, и так ли уж важно, было ли это сделано просто в память об умершей или в знак признания ее вклада в фильм?