Найти тему
Мокшанская селянка

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Фантастический роман, переносящий нас в будущее. Мне как-то неудобно, но мне не очень понравилось. Чего-то мне не хватило: действий, эмоций.... Как-то затянуто и нудно. Сама идея гениальная, но вот воплощение... Мне не понятна личность Гая, почему он стал таким, как происходила его трансформация. Как-то всё показано схематично. Единственное исключение — Кларисса. Она — настоящая, живая, светящаяся, способна к сопереживанию. Но может быть автор так и задумывал. Мир откуда уходят книги становится плоским, чёрно-белым, схематичным. Бредбери в своём романе довёл до абсурда модель культуры потребления. Он показал мир, где всё для тела и ничего для души. Везде и всюду удушающая реклама, непрекращающиеся мыльные оперы и ток-шоу (телевизоры уже стали во все стены, а героями, смотрящие эти стены), за медленную езду штрафуют, ходят пешком и любуются природой сумасшедшие. Если вдруг что происходит с человеком (например, наглотался таблеток и отравился), его чистят как машину. В этом обществе есть всё для удовольствия, но нет одного — счастья. Конечно, не всё так запущено и где-то глубоко в душе люди понимают что что-то не так в их обществе и что-то человеческое в них ещё теплится. Миссис Фелпс плачет, когда Монтэг прочитал стихи, а брандмейстер Битти провоцирует Гая на убийство и тот сжигает его, а многие просто травятся. Общество, откуда ушла душа становится мёртвым, поэтому Гая так тянуло в дом Клариссы, там была жизнь. Безжизненному городу автор противопоставляет природу (Гай вспоминает ферму из детства, где он был счастлив), может быть конечно, идеалистично и утопично. Разрушение города символично, это крах техногенной эпохи, доведённой до абсурда. По Бредбери надо вернуться к истокам." «…И по ту и по другую сторону реки древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее каждый месяц плод свой и листья древа — для исцеления народов». Да, думал Монтэг, вот что я скажу им в полдень. В полдень… Когда мы подойдём к городу."

Меня ещё какая мысль посетила. Вроде как описана тоталитарная система, но ни слова о диктаторе. То есть всё это мракобесие установилось не по воле тирана, а это естественный ход и итог общества потребления. Этому обществу не нужны думающие люди, не по злой воле тирана, а потому что просто не нужны, они в него не вписываются. Никто людям это не навязывал, они сами пришли к этому, а апофеозом стало сжигание книг. Такое общество обречено и оно гибнет, чтобы возродиться по новой из пепла как птица Феникс.