Найти в Дзене
Книжный мiръ

«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». (Михаил Шолохов)

Ко дню рождения русского писателя Михаила Шолохова (1905-1984) и 65-летию первой публикации рассказа «Судьба человека».

В 1946 году Михаил Шолохов приехал поохотиться: в родных местах левобережья северного Дона в то время в изобилии водились дикие гуси и казарки. Близ хутора Моховской, на берегу степной речки Еланки охотник присел отдохнуть и случайно разговорился с суровым мужчиной, шедшим к речной переправе вместе с вихрастым мальчишкой. 

Местные приняли одетого в телогрейку Шолохова за «своего брата-шофера», и после пары самокруток путник с «присыпанными пеплом» глазами поведал писателю свою трагическую историю. Потрясенный Шолохов после ухода своего случайного собеседника еще долго сидел на берегу обмелевшей речки. Только потом спохватился, что даже фамилии у бывшего фронтовика не спросил, но рассказ о его судьбе написать все равно решил обязательно!

Небольшое искреннее, трогательное и страшное в своей откровенности повествование о мужестве, внутренней силе и стойкости русского человека родилось только десять лет спустя – замысел рассказа долго вызревал в душе писателя, не отпуская ни на минуту… Михаил Александрович запоем читал в то время рассказы Ремарка и Хемингуэя об обреченности и бессилии обычного человека, а перед глазами вставала та, давняя встреча, и нисколько не померкший образ седого человека в старой гимнастерке. 

Рассказ «Судьба человека» Михаил Александрович написал всего за семь дней, и в 1957 году он был напечатан в «Правде» - главной газете СССР, затем зачитан по Всесоюзному радио народным артистом Сергеем Лукьяновым. Если газету прочли не все, то после трансляции по радио – «тарелки» были почти в каждой семье – Шолохов стал ежедневно получать мешки писем от советских рабочих, колхозников, служащих; шли письма и из-за рубежа. Судьба главного героя вошла в потрясающий резонанс с судьбами сотен тысяч людей, прошедших войну, переживших фашистский плен, потерявших близких.

Спустя всего два года после выхода рассказа Сергей Бондарчук приступил к его экранизации – мечта об этом стала целью жизни, как говорил сам режиссер. «Поначалу у Шолохова было недоверие ко мне — человеку городскому: “смогу ли влезть в шкуру” Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? — вспоминал Сергей Федорович. — Он долго рассматривал мои руки и сказал: “У Соколова руки-то другие…”. Позже, уже находясь со съемочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил». 

Павильонных съемок было немного: на Мосфильме снимали эпизод «психологической дуэли» Соколова и коменданта концлагеря Мюллера («Я после первого стакана не закусываю»). Для достижения полной достоверности встречу Соколова с Ванечкой снимали неподалеку от станицы Вешенской, семейное довоенное обустройство – в Воронеже, поединок Соколова с фашистским летчиком – в Тамбове, расстрел советских солдат и пленение Соколова – в окрестностях сел Губарево и Терновка, каменоломню концлагеря – под Ростовом, прибытие эшелонов с пленными – на вокзале Калининграда-Кенигсберга. В итоге, рассказ Шолохова и фильм Бондарчука получились неотделимыми друг от друга, никаких, как сейчас пишут, «по мотивам» - всё по жизни, по правде.

Почти во всех произведениях Шолохова происходит суровая проверка обычного, ничем не примечательного на первый взгляд человека, на прочность. И вот хлебнул работяга, а потом рядовой солдат Андрей Соколов «горюшка по ноздри и выше» - какими испытаниями обошла его судьба? Всеми оделила в избытке, попав прямо в сердце без единого промаха: унизительный страшный плен, глубокая воронка – все, что осталось от родного дома в Воронеже, где уже некому ждать его возвращения; 9 мая, в самый день Победы, последний удар – гибель сына Анатолия. Все, кончилась жизнь, ничего нет впереди…

Но Соколов и тут выстоял, был поднят из руин лохматым мальчонкой, у которого мать погибла, а отец пропал без вести. А не пропал, нашелся, вот же он, совсем рядом – разве может отец не узнать своего подросшего сына? 

И они обязательно будут счастливы – «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы».

 📖 Из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»: 

✍🏻 Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил? Ни черта он не приметил!

✍🏻 Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса...

✍🏻 Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!

✍🏻 Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?

✍🏻 Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнёт. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?

✍🏻 Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

✍🏻 — Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!

✍🏻 Детская память, как летняя зарница: вспыхнет, накоротке осветит все и потухнет.

✍🏻 Нет, браток, красноречие при человеке — великое дело. И нужное слово, ежели оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдет, я так понимаю.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!