Найти в Дзене

Как великий Ганнушкин дразнил сына для эксперимента

Пётр Борисович Ганнушкин был великим психиатром, врачом-гуманистом. Поистине, светило науки. И его работы великолепны; их может с пользой читать даже неподготовленный человек. Это гений психиатрии.

Доктор был увлечён наукой. И наблюдениями, экспериментами. Он даже дома, когда садился чай пить, велел маленькому сыну ходить по комнате. А сам напевал: «понапрасну, Лёшка, ходишь, понапрасну ножки бьешь, ничего ты не получишь, дурачком домой пойдёшь!».

Так доктор наблюдал реакцию человека, которого дразнят.

И всем это было очень интересно! Вся семья с увлечением принимала участие в эксперименте. И сынок Алёша тоже, наверное, смеялся.

Может, и смеялся. Через силу, продолжая ходить. И слушать вроде бы безобидную песенку-дразнилку. Он удерживал слёзы, смешно же. Все смеются, чай пьют и наблюдают. А ты ходишь и изо всех сил делаешь вид, что тебе всё нипочём; что тебе тоже ужасно весело. А на самом деле чувствуешь себя обезьянкой на верёвочке, в которую бросают камушки и весело хохочут.

Наверное, мальчик понимал, что это важный эксперимент.. И умный отец-доктор все это проделывает с научной целью. Ничуть не желая нанести душевную травму ребёнку. Все участники понимали, что это игра, эксперимент!

И все равно больно. Сколько угодно можно себя уговаривать, что это понарошку. Что это смешно! Что это же близкие люди поют почти не обидную песенку. Что это нужно для науки…

И надо делать вид, что камушки не причиняют боли. И смеяться вместе со всеми. Мы же семья, близкие люди!

Наверное, походка мальчика менялась. Наверное, он краснел и бледнел. Сжимал губы, старался смеяться через силу, мечтал, чтобы всё это поскорее закончилось. И не смел обижаться. Обижаются глупые, обижаются на умышленные оскорбления, а это же просто игра!

Совершенно понятно, что чувствует ребёнок, которого дразнят и обижают. Совершенно непонятно, зачем ставить такой эксперимент. Это как подзатыльник шутливо отвесить в виде эксперимента. И спрашивать: «что ты чувствуешь?»…

Не надо такие эксперименты ставить и в такие игры играть.

Дрянь это, а не эксперимент. И это подтвердят те, над кем в семье такие опыты проводили и в такие игры играли.

Но великий доктор и хотел это доказать. Вред и опасность оскорблений. Он был гуманист. И думал о благе человечества. Но мне совершенно понятно, что чувствовал мальчик. И многим из вас - тоже…

Анна Кирьянова