Найти тему
Балетный маньяк

«Не инженю»

Вольдемар Альбертович застал ещё те достославные времена, когда понятие амплуа являлось определяющим в распределении партий. И хотя во все времена границы между схожими типажами весьма были размыты, прямо на глазах Кабриолева произошло, по сути своей, их полное растворение, а преобладающее же положение заняли артисты-многостаночники. Что, по его мнению, безусловно негативно повлияло на качество подачи образа в среднем по труппе, хотя и поспособствовало увеличению занятости таких артистов. Призрак знатного балетомана весьма сожалеет о случившемся, тем более процесс доразмывания идёт и в наши дни, но он-то точно знает, что всё в нашем мире циклично, а ждать потусторонний обитатель может бесконечно…

И вот в контексте подготовки к возврату актуальности амплуа, он тут меня ознакомил с выкладками одними своими, в бытность его балетоманским вожаком сделанными. Разбирая сей вопрос с присущей ему скрупулёзностью, Вольдемар Альбертович немало часов в библиотеках провёл, собирая все доступные варианты трактовки этого термина, который в переводе французского «emploi» означает следующее: роль; должность; место; занятие. С греческого «еmploy» переводится как «применение» и изначально в древней Элладе их два существовало: комик и трагик. Затем список разросся, и на основе различных общетеатральных амплуа, Кабриолев свои, чисто балетные вывел, однако признавая сразу, что всё это, до некоторой степени, условность.

Ранжирует он их в довольно произвольном порядке, но на первом месте всегда «Герои» и «Героини», что вполне логично – это главные партии. В одну группу он объединяет «Королей, Отцов, Злодеев и Тиранов», вполне допуская написание этих амплуа и в женском роде. Относительно них Вольдемар Альбертович ещё добавляет, что, обычно, это амплуа для «Героев» и «Героинь», достигших предпенсионного возраста.

Особо Кабриолев предупреждает, что «Любовников» и «Любовниц» не надо ни в коем разе путать с «Молодыми любовниками» — это совершенно различные амплуа! И если «Молодые» могут со временем просто «Любовниками» стать, то обратной дороги нет, как бы многим взрослым артистам не хотелось. Да и вообще «Молодым любовникам» во многие другие амплуа есть возможность перейти, в частности в «Петиметры» и «Субретки», в которых нужна бойкость и щёгольство.

А вот переход в «Наперсник-друг» и «Наперсница-подруга» это для них некоторая деградация, ибо это амплуа второго плана, после которого останется скатиться до «Кормилицы» и «Лакея», которые уже не танцуют. Без танцев и такие амплуа как «Грандам» и «Сеньор», зато у них всегда костюмы самые богатые.

Имеются в списке Кабриолева и два чисто мужских амплуа — «Шут» и «Простак», оба комичные персонажи, техничные и роста скромного. И отдельно стоит амплуа самое девочкино – «Инженю», то есть «наивная» с французского. И тут Вольдемар Альбертович проводит этакую стратегическую разделительную линию по женским амплуа: инженю / не инженю, считая её единственной неразмываемой. Ведь такое разделение и в обычной жизни существует: на Тургеневских барышень и на всех остальных...

#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет