Признаюсь честно, этот кинофильм в 2011 году мне настолько не понравился, что писать о нем я ничего не собиралась. Но сейчас пришла к выводу, что, сравнивая классическую ленту «Служебный роман» Э. Рязанова 1977 года и сей «шедевр», можно попытаться понять, что произошло с нашим киноискусством в частности и со всей страной в целом.
Как это начиналось?
В середине 90-х годов Э. Рязанов, нуждаясь в средствах, продал права на ремейки своих фильмов Александру Атанесяну, который в свою очередь уступил их по выгодной цене КВН-щику и по совместительству режиссеру Сарику Андреасяну.
Сарик мучительно думал, что с этим богатством делать, и решился снять комедию, сохранив имена главных героев и перенеся их в наше время.
Ну это все равно как у потомков Пушкина купить права на «Евгения Онегина», переодеть героя в футболку и джинсы, заставить его читать рэп и влюбиться… В Ленского… А что? Вполне толерантно. В духе нашего времени.
Но фильм «Служебный роман. Наше время» был рассчитан на консервативную российскую и yкpaинскую аудиторию, поэтому Анатолий Новосельцев, как ему и было положено, влюбился в свою начальницу Калугину.
Роль Калугиной сыграла Светлана Ходченкова, а образ Анатолия Ефремовича Новосельцева воплотил на экране создатель студии «Квартал-95» (эта же студия выступила производительницей фильма).
Режиссеру Сарику Андреасяну его Новосельцев нравился. Он называл его «грустным клоуном» и говорил, что трагикомические роли Владимиру удаются лучше всего.
Сарик как в воду глядел. Ему бы тогда наши сегодняшние новости включить. Вот бы мужик удивился!
Но давайте лучше о фильме.
Фильм «Служебный роман. Наше время». Ненародное кино
Мне кажется, самым главным достоинством фильма 1977 года было то, что зрители видели в героях если не самих себя, то близких им людей: родственников, друзей, знакомых. Рязанову удалось рассказать о судьбах героев, которым хотелось сочувствовать.
Именно эта черта напрочь исчезает из фильма 2011 года. Никакой схожести со своей жизнью зрители не видят.
Новый Самохвалов, попадая в компанию Калугиной, приглашает всех на банкет в Турцию, заказывая при этом на свои деньги целый самолет!
Ну кому вы это показываете, господа режиссеры! Жителям России, для большинства из которых отдых в Турции – это непозволительная роскошь? А вы демонстрируете ее как банальную поездку на шашлыки на природу.
Ну ладно.
Но дальше все диалоги и мизансцены построены настолько нелепо, что их смотреть не хочется. Все как-то глупо и фальшиво.
Фильм «Служебный роман. Наше время» вызывает раздражение именно этим обманом: героев зовут по-старому, но это какая-то пародия на кино 1977 года.
Нелепые сюжетные повороты
Какие-то детали создатели фильма стремятся поменять. Но то, что у нового Новосельцева не мальчики, а девочки, а у Калугиной не секретарша, а секретарь Вадик, значимости картине не придает. Некоторые сцены чрезмерных любовных утех вообще напрягают.
Смешно видеть разоблачение Самохвалова, который оказывается… подосланным агентом конкурирующей фирмы. Ему (как выясняется) была поставлена задача подорвать репутацию агентства Калугиной…
Все это практически лишено какого-то правдоподобия, как и преображение главного героя, который из офисного «планктона» становится «гениальным финансовым аналитиком».
Зрители тоже оценили фильм невысоко. На «Кинопоиске» он получил рекордно низкие 4,1 баллов из 10.
Но цель свою кино оправдало. Громкая реклама привлекла в кинотеатры людей, и режиссер и его команда заработали 14 с половиной миллионов долларов, потратив на съемки всего 5 миллионов.
В этом, как мне кажется, и заключается суть современного киноиндустрии.
Э. Рязанов создавал свое кино как произведение искусства, стремясь к диалогу со зрителем. Поэтому его фильм и полюбился людям.
А Сарик Андреасян и его компаньоны просто зарабатывали деньги, используя для этого раскрученный бренд.
Так и в нашем времени много показного и наносного. Но больше всего меня поражает уверенность некоторых людей, что они способны на все.
Они могут сегодня играть Новосельцева, не имея актерского образования, завтра в рекламе сниматься, а послезавтра занять кресло главы государства и делать со своей страной все, что заблагорассудится.
И все легко. И все позволено…
P.S. Ну а если "все можно", то я и позволю себе пофантазировать и рассказать о продолжении судьбы нового "Новосельцева". Читайте рассказ по ссылке!