24 мая министр науки и образования Валерий Фальков назвал Болонскую систему высшего образования «прожитым этапом», министр просвещения Сергей Кравцов его поддержал, а 25 мая Госдума начала работу по выходу из Болонского процесса. Давайте разберёмся, какими могут быть последствия.
Что такое Болонская система
Это единый европейский стандарт высшего образования. В 1998 году министры образования Германии, Италии, Франции и Англии подписали декларацию в Сорбонне, чтобы упрочнить связи между университетами и в итоге усилить свой научный и экономический потенциал. Сейчас в Болонском процессе 49 стран, Россия вошла в него в 2003 году.
Для обывателя наиболее яркий признак Болонской системы — появление бакалавриата и магистратуры вместо привычного со времён СССР специалитета. Однако изменения, конечно, более глобальны: пришлось создать новые педагогические программы, новые стандарты для оценки знаний и ввести единый госэкзамен. Из-за стандартизации систему обвиняли в подавлении критического мышления, из-за обилия тестов — в отсутствии системности и полноты знаний, а бакалавров порой считали просто недоученными специалистами. Но были и плюсы: ЕГЭ позволил объективно оценивать знания выпускников со всей страны по единому стандарту, а студентам из провинции – поступать в вузы крупных городов.
Образовательные связи пострадают
Что произойдёт, если завтра Россия выйдет из Болонского процесса?
Дипломы российских выпускников не будут автоматически признавать нигде. Впрочем, по умолчанию их не признают и сейчас: вопрос регулируется двусторонними соглашениями с каждой конкретной страной. Кроме того, российские студенты больше не смогут участвовать в зарубежных проектах и программах обмена, но многие из них сворачивают и так.
Снизится экспорт образовательных услуг, то есть количество иностранных студентов в России. Европейцы сюда ехали мало, а вот студентов из Африки, Азии и Латинской Америки хватало. Стоит подчеркнуть, что Болонский процесс — вещь уже далеко не европейского масштаба. К нему давно присоединились и Индия, и Китай, и наши обширные образовательные связи с этими странами тоже пострадают.
ЕГЭ могут реформировать и даже отменить
По какому пути пойдут глубокие изменения системы высшего образования, предугадать ещё сложнее. Министр Фальков заверил журналистов: будущее — за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики. Но никакой конкретики пока не дал.
Непонятна судьба ЕГЭ: его могут отменить (о возможных последствиях мы уже писали), реформировать или сохранить в нетронутом виде. Представление о том, что ЕГЭ это сплошная «угадайка» с выбором вариантов ответа – давно не отражает действительность, но о содержании экзамена и его влиянии на психику и умы детей по-прежнему идёт ожесточённая дискуссия. Точно одно: выход из процесса делает шире границы, в которых можно будет провести реформу госэкзамена.
Бакалавры и магистры могут остаться
Тотальное превращение бакалавров и магистров обратно в специалистов тоже вовсе не предрешено. Строго говоря, специалитет в России никуда и не исчезал: до 25% студентов учатся именно в таком формате — в основном это инженерно-технические специальности, медики, архитекторы.
Преподаватели подчёркивают, что многие давно назревшие проблемы нашей системы высшего образования с Болонским процессом не связаны никак: подушевое финансирование, высокая учебная нагрузка, забюрократизированность, недостаточная привлекательность профессии преподавателя.
О дебюрократизации системы образования уже тоже высказались в Госдуме — к этому шагу призвал вице-спикер Госдумы Пётр Толстой. Публичная дискуссия на самом высоком уровне продолжается: так, глава Счётной палаты Алексей Кудрин призвал не торопиться выходить из международных соглашений и отказываться от международных стандартов, в том числе образовательных.
Фото: A42.RU
#болонская система #ЕГэ #бакалавриат #магистратура #тесты #образование #вузы #высшее образование #университеты #диплом