Найти в Дзене

У "Манчестер Сити" были деньги. У команды Хааланда был план.

У "Манчестер Сити" были деньги. У команды Хааланда был план.
У "Манчестер Сити" были деньги. У команды Хааланда был план.

Тщательно продуманная стратегия развития карьеры молодого нападающего принесла большие плоды ему и его агентам. Но получат ли все желаемое от сделки?

За несколько дней до закрытия трансферного окна прошлым летом несколько самых высокопоставленных руководителей "Манчестер Сити" собрались в конференц-зале в разросшемся кампусе клуба, чтобы проанализировать, что было сделано правильно, а что нет за последние пару месяцев.

Хотя "Сити", чемпион Премьер-лиги, сумел убедить "Астон Виллу" отказаться от Джека Грилиша, дерзкого плеймейкера, который стал главной звездой сборной Англии во время чемпионата Европы, сделав его при этом самым дорогим игроком в истории Англии, ему не удалось заполучить другую свою приоритетную цель - нападающего "Тоттенхэма" Гарри Кейна.

То, что всегда было сложной, чреватой последствиями погоней, вместо этого превратилось в перебранку по поводу того, кто виноват. В какой-то момент Кейн отказался тренироваться с "Тоттенхэмом", клубом, за который он болел в детстве, в надежде заставить "шпоры" сделать это, но его акт наглости провалился. Тоттенхэм" заявил, что "Сити" не смог представить предложение, которое могло бы стать отправной точкой для переговоров.

Во второй половине дня руководители "Сити" обдумывали свою стратегию, размышляли о том, почему сделка не состоялась, и думали, как им действовать дальше. Когда совещание завершилось и его коллеги собрались уходить, Халдун аль-Мубарак, председатель совета директоров клуба, сделал последнее замечание. Оно состояло всего из двух слов - стремление и указание. "Эрлинг Хааланд", - сказал он.

Чуть больше девяти месяцев спустя эта цель была достигнута. Во вторник днем "Сити" подтвердил, что достиг "принципиального соглашения" с нынешним клубом Хааланда, немецкой "Боруссией Дортмунд", о приобретении нападающего, одного из двух самых желанных форвардов в мировом футболе этим летом - забившего 85 голов в 88 матчах за "Дортмунд" и рассматриваемого наряду с Килианом Мбаппе как один из двух знаменосцев первого поколения футбола после Месси и после Роналду.

В действительности, конечно, не прошло и девяти месяцев, чтобы заключить какое-либо соглашение с Дортмундом. Контракт Хааланда содержал пункт о выкупе, где-то в районе 75 миллионов долларов, что практически не давало Дортмунду права решать, где он будет играть в следующем сезоне. Все, что должен был сделать "Сити", все, кто угодно, - это сообщить Дортмунду о намерении выплатить его. Работодатель Хааланда был не в том положении, чтобы торговаться.

Гораздо более запутанным был процесс убеждения Хааланда в том, что "Сити" - это правильный следующий шаг в его тщательно спланированной карьере. 21-летний Хааланд, возможно, эмоционально привязан к клубу: Его отец, Альфи, играл за "Сити" на рубеже веков, и хотя его сын ничего не помнит о своем пребывании в Манчестере, он сказал "Таймс" в 2019 году, что испытывает определенную привязанность ко всем своим бывшим командам.

Но, как и следовало ожидать, в неумолимом восхождении Эрлинга Хааланда было очень мало места для романтики. Каждый этап его пути был спланирован с хирургической - возможно, циничной - точностью его близнецами-шерпами: его давним представителем Мино Райолой, вызывающим разногласия голландско-итальянским агентом, который умер в прошлом месяце, и его отцом.

Когда Хааланд уехал из Норвегии подростком, он отклонил предложения английских и немецких команд, преследовавших его, в пользу австрийского "Ред Булл Зальцбург", где была надежная линия по производству талантов для высшей лиги Европы и перспектива матчей в Лиге чемпионов. Когда он покинул Зальцбург, то уехал не в Англию, а в Дортмунд, клуб с послужным списком развития и продажи игроков и готовностью установить разумное условие выкупа.

Это означало, конечно, что Хааланд не только защищен от спада - 75 миллионов долларов по современным меркам довольно хорошая цена для игрока, который, похоже, был создан и спроектирован для того, чтобы забивать как можно больше голов, - но и что, когда начнется неизбежный аукцион, бар будет определяться не тем, кто сможет заплатить Дортмунду больше, а тем, кто сможет составить наиболее привлекательный пакет для игрока и его советников.

Чтобы обеспечить наилучший возможный результат, Райола и Альфи Хааланд объездили все суперклубы Европы, разжигая интерес и раздувая пламя. Были визиты в "Реал Мадрид" и "Барселону". Ресницы трепетали в туманном направлении "Челси" и "Манчестер Юнайтед". Одно время даже был флирт с мюнхенской "Баварией".

Это, конечно, была их работа. Именно за это, в частности, платили Райоле. Он сделал это с поразительной эффективностью: не только потому, что, по текущим оценкам, общая сумма сделки составит около 200 миллионов долларов, если принять во внимание зарплату Хааланда и различные гонорары агентам, но и потому, что в ходе этой работы он, возможно, изобрел совершенно новую парадигму того, как агенты формируют карьеру своих игроков.

В футболе всегда было принято считать, что игроки должны - если говорить прямо - всегда брать деньги, большой перерыв, как только они могут. В конце концов, достаточно одной травмы, чтобы разрушить самые прекрасные планы; страсть одного лета может превратиться в забвение к следующему. Клубы непостоянны, и у всего есть срок годности.

Райола отказался от этого в пользу Хааланда, предпочтя политику отложенного удовлетворения. Он не стал гнаться за заоблачной суммой трансфера - как он сделал, возможно, в случае с другим своим клиентом, Полем Погба - а, напротив, выстраивал привлекательность своего клиента чуть более медленно, постепенно обеспечивая ему возможность не только перейти в одну из элитных европейских команд, но и сделать это так, чтобы это было выгодно самому игроку (и его представителям), а не клубу, который на тот момент владел его контрактом.

Предложение "Сити" - это награда. Этот шаг не лишен оговорок: Менеджер Пеп Гвардиола работал с одними из лучших нападающих современной эпохи, но не всегда успешно. Он провел шесть лет, кропотливо отлаживая свою систему в "Сити", и ему пришлось полностью перестроить ее под Хааланда. Иногда, однако, футбол - поразительно простая игра. Игрок, который забивает много голов, присоединяясь к команде, которая создает много моментов, должен иметь только один результат.

А вот будет ли он окончательной наградой - это уже другой вопрос. Примерно в то же время, когда "Сити" готовил свое заявление, Мбаппе был запечатлен за обедом в Мадриде. Его контракт с "Пари Сен-Жермен" истекает через несколько недель, и, несмотря на невероятно большое предложение остаться, он, похоже, намерен перейти в "Реал Мадрид" этим летом. Финансирование этой сделки, скорее всего, превысит сумму, которую "Сити" предложил Хааланду.

Это логичный следующий шаг в модели, которую разработали Райола и семья Хааланда. Это отражение финансовой реальности футбола. Нет такой цены, при которой "Сити" или P.S.G. были бы вынуждены продать игрока. Остается только один вариант: доработать контракт и выйти на свободный рынок.

Именно этот вызов ожидает "Сити" где-то в конце пути. На этот раз он победил, убедив Хааланда - свою первую настоящую, "plug-and-play" суперзвезду, того, о ком будут думать, но никогда не назовут игроком франшизы, - что это его лучший следующий шаг. Вопрос для игрока, чья карьера была спланирована так круто, так безжалостно, заключается в том, будет ли она также и последней.