Сегодня в возрасте 73 лет нас покинул легендарный центровой «Пистонс» Боб Ланир. Мы ностальгировали по его выступлениям (и его поведением за пределами площадки).
«Детройт», драка, болельщики – какие воспоминания вызывает комбинация этих трех состовляющих у баскетболистов и его любителей? Вероятно, многие вспомнят прогремевшую в 2004 году драку игроков «Пистонс» и «Пэйсерс» с участием фанатов матча. Однако в команде из Города моторов есть и другая личность, которая стала главным спарринг-партнером зрителей стал уже представитель «поршней» – Боб Ланир.
В 1977 году «Детройт» выступал в Западной конференции, в первом раунде плей-офф «Пистонс» сражались в противостоянии до двух побед с «Уорриорз» Рика Бэрри. Серия решалась в домашнем для «Голден Стэйт» матче и в третьей четверти при «+3» в пользу гостей зацепились Эрик Мани и Чарльз Дадли.
Защитники обменивались частыми оплевухами, попытка успокоить их не увенчалась успехом: клубок из дерущихся баскетболистов рухнул на столы статистиков, находящиеся зрительских рядов. Один зритель из «воинов», оправдал название клуба, заступился за игроков в желтой форме и ударил в лицо форварда «Детройта» Эм Эл Карра. Тут же агрессивного зрителя в благих целях обрабатывал кулаками 211-сантиметровый Боб Ланир, решивший прийти на выручку коллеге.
Все происходило так быстро, что даже комментаторы не заметили как вместо освещения баскетбольного матча начали комментировать бой UFC.
То, как красиво центровой отработал незадачливого парня, пробудило в других зрителях встречи желание принять участие в конфликте : на площадку рвануло еще несколько мужчин. Когда полиция успокоила всех дерущихся, пришло время вынесения вердикта судьями – теми, что согласились работать, несмотря на забастовку главных рефери НБА. Выслушав озвученные в достаточно ультимативной форме аргументы обеих сторон, судьи пришли к непривычному для нас: дать по одному персональному замечанию Мани и Дадли, выгнать с трибуны участвовавших в заварушке зрителей, отличившегося особой прытью Ланира оставить без наказания. Матч в скором времени продолжился и завершился победой «Голден Стэйт».
Такова НБА 70-х. Характерно для того времени и то, что на фаната рванул не какой-нибудь запасной запасной игрок со скамьи, а действующая звезда команды.
На драфте-1970г. Ланир был выбран «Пистонс» под номером 1 (перед Томьяновичем, Маравичем, Коуэнсом) и в дебютном сезоне набирал 15 очков и 8 подборов. Уже через год его статистические показатели подскочили. До стычки он несколько раз вызывался на Матч всех звезд и даже становился лучшим игроком главной игры уикенда, после нее – еще 4 раза.
Боб не смог привести «Детройт» к чемпионскому титулу: из-за смены владельцев клуба, и постоянной смены тренерского состава. Тем не менее оноставил свое имя в истории баскетбола:
• 1 место по средней результативности за матч – 22,7;
• 3 место по количеству набранных очков – 15488;
• 3 место по количеству подборов – 8063;
• 3 место по количеству трипл-даблов – 4;
Все эти достижения были получены еще до 1980 года, в феврале которого Ланира обменяли в «Милуоки», где он провел еще четыре с половиной сезона. В 92 г. его ввели в Зал славы баскетбола.
В 70-х Боб был одним из немногих игроков, который попадал дальние двухочковые стабильно. Абдул-Джаббар любил подшучивать над Ланиром, который бесконечно курил в перерывах матчей.
Центровой «Пистонс: значительную часть карьеры провел с травмированным коленом, из-за операции над которым пропустил «Финал четырех» студенческого чемпионата, за что его считали крепким орешком. В конце карьеры он заслужил еще одну очивку, о которой мечтали многие баскетболисты: в 83-м умышленно сломал нос самому ненавистному игроку– Биллу Лэймбиру.
Ситуацию усугубило то, что Лэймбир играл за «Детройт», и Боб ударил бывшего одноклубника на глазах у своих бывших болельщиков.
Несмотря на жесткий характер и ситуацию с дракой в плей-офф 77 года, Ланир хорошо ладил с фанатами. Еще до ухода из «Пистонс», центровой отправился в бар c форвардом команды Бобом Макаду. Один из пьяниц в заведении проревел на весь бар, что не видел «настолько больших ниггеров». Повисла тишина, но вместо агрессивного продолжения истории парни отшутились, что в НБА есть игроки и крупнее.
Еще один случай произошел ближе к концу карьеры звезды. Он считает его одним из важнейших в жизни.
«Однажды, когда в своем далеком прошлом, я играл за «Милуоки», мне нужно было залить бензина в бак – вспоминал Боб. – На заправке ко мне подошел парень. Он рассказал мне историю про свою жизнь и про болезнь отца, затем рассказал что я лучший игрок по его мнению. Затем он пригласил меня в гости, их дом был по соседству и заодно проведать и познакомиться с его отцом.
Я конечно не мог не согласиться. Зайдя в дом, я увидел там человека, лежавшего на кровати. Мы познакомились, но он и так знал кто я:на его бледном лице появилась улыбка, после чего он взял меня за руку, и мы решили помолиться вместе с ним. Спустя две недели, я узнал что этот прекрасный мужчина скончался. Его сын оставил в моем офисе послание, такое короткое но греющее душу: «Спасибо, что подарил моему отцу, на последок такой прекрасный день в его жизни».