Здравствуйте.
Прекрасно понимаю и отдаю себе отчёт в том, что сегодня вновь рискую растерять большинство читателей. Потому что люди взрослые скажут, что где же, дескать, рок или, на худой конец, диско? А те, кто помоложе, шепнут экрану, что стареющий меломан исписался, и что нет в Propellerheads ничего достойного внимания, что это ВООБЩЕ НЕ МУЗЫКА. Всем, кто так думает, скажу: минуточку! Не надо пока ни разочарований, ни проклятий. Посмотрите это видео, а потом обсудим - музыка это или баловство.
Итак. Если ещё кто-то читает, продолжим. Propellerheads - это электронный дуэт англичан Алекса Джиффорда и Уилла Уайта, соединивший в своем творчестве элементы бигбита, техно, трип-хопа, эйсид-хауса, джаз-фанка. Образован в 1996 году в Бате. Джиффорд начинал в качестве сессионного музыканта - как клавишник у Вана Моррисона и саксофонист у Stranglers. Отметился также в студии Питера Гэбриела Real World Studios, где занимался записью и продюсированием этнических проектов. Приверженцу живых выступлений Алексу, разумеется, нужен был хороший фанковый барабанщик, которым и стал Уилл Уайт, который до этого диджействовал в клубах и играл в пикирующей к своему финалу джаз-фанк-группе Junkwaffle. Альбом Decksandrumsandrockandroll 1998-го года, собственно, единственный в арсенале музыкантов, открывает трек Take California, подрывающий устои общества своей басовой составляющей и сочнейшими ударными. New Musical Express и журнал Mixmag сделали его синглом недели. Эта музыка, не знаю почему, заводит круче, чем КАМАЗ, тянущий Запорожца с целью прокачать ему поршневую систему, в итоге оставляя без бампера. Есть в ней что-то хулиганское.
Немаловажно отметить, что у Propellerheads есть соприкосновения с агентом 007. Да-да, и не одно. Сначала они красиво вставили классическую тему Джона Барри к фильмам о Джеймсе Бонде в свою On Her Majesty`s Secret Service. Благодаря основной брейкбитовой подкладке героическая оркестровая сага приобрела необходимую окраску - некоторое чувство подбирающейся опасности в совокупности с масштабной космической картинкой. Она получилась длинной, но при этом от неё не устаёшь. Отлично вышло.
Затем музыканты записали песню History Repeating (с неё начиналась эта статья), созданную специально для Ширли Бейси, известной исполнительницы песен из фильмов всё о том же Бонде (наиболее известна Goldfinger из одноимённой серии). Это не первый эксперимент госпожи Бэйси такого рода: в 1987 году она записалась с Yello (The Rhythm Divine).
Музыка Propellerheads - это сэмплы на тему флейты и пианино, коктейль из джаза, брейкбита, фанка и хауса с погружением в шпионско-детективную атмосферу. Когда альбом только появился, в 1998-м году, мне было 25, в багажнике - много рока, электроники, поп-музыки, местами с примесью относительно приличного так называемого шансона. Короче, полный комплект для не ладящего с реальностью радиоведущего, которым я тогда работал. Decksandrumsandrockandroll пришёлся мне по вкусу, особенно если учесть, что альбомы групп The Prodigy, The Chemical Brothers, The Crystal Method, Underworld и др., и пр., вышедшие до того времени, были исследованы мной вдоль и поперёк. А ещё в моём послужном списке числится визит на фестиваль Казантип-1997 с живыми выступлениями музыкантов от SolarX до Tequilajazzz и массой диджеев от А до Я. Даже где-то есть фотография с Владимиром Фонарёвым (DJ Фонарь). В общем, Пропеллерхэды просто обязаны были во мне осесть, что и случилось. Вот ещё коротенькая приджазованная Better?. Забавная.
Сами Propellerheads в своё время утверждали, что пишут танцевальную музыку для вечеринок. "Мы всегда начинаем с визуального образа, - слова Джиффорда. - Инструментальная музыка вообще отличается некоторой бесхребетностью, поэтому неплохо бы задать ей определённое направление. Записывая нашу музыку, мы строго следуем тому видеоряду, что прокручивается у нас в голове". Алекс также добавил к своему тезису достаточно распространённую фразу: "Знаете, мы просто делаем саундтреки к несуществующим фильмам". Мне самому часто электронные проекты кажутся такими саундтреками. Если же вернуться к абсолютно реальным фильмам, у Propellerheads в альбоме имеется ещё одна известнейшая вещь, которую сложно представить без видеоряда из фильма "Матрица", в котором она прозвучала, Spybreak!. По настроению напоминает инструментальную композицию ещё одних электронщиков Orbital из фильма "Святой" (можно послушать здесь).
Если не хватит сил на прослушивание всего альбома (а зря), то предложу ещё одну великолепную тревожно-фантастическую Comingtogetcha.
А для самых стойких - жмите ниже на "Пуск" и вперёд, к британскому дуэту Propellerheads и альбому 1998-го года Decksandrumsandrockandroll. В UK Albums Chart стал №6 и был номинирован на Mercury Prize. Музыканты выместили в нём, скажу пафосно и учитывая, что альбом единственный, "всю свою боль и любовь" (из Ю.Наумова). И прошу не забывать, что бочка с музыкой всех времён и народов не имеет ни дна, ни крышки, главное - разыскать в ней ту самую, что подойдёт здесь и сейчас, подарив необходимое именно в эту минуту настроение. До встречи.
О других электронных проектах на этом канале: