Гелий Коржев.
Поскольку кино напрямую взаимодействует с изобразительным искусством, не могу не преминуть возможностью напомнить о выдающемся художнике, который отобразил мотивы ВОВ в своём творчестве. Гелий Коржев - советский и российский живописец, мыслитель, во многом активист, его наследие разнообразно и многогранно, заслуживает подробного разговора. Но формат канала и выбранной нами темы, увы, не дает разгуляться и сильно отклоняться от намеченного курса, поэтому поделюсь лишь одним из циклов его работ, именуемым искусствоведами «Опалённые огнём войны».
Цикл являет собой полотна, осмысляющие события ВОВ и послевоенного периода. Подростком художник погрузился в атмосферу военного быта, находясь вдали от сражений, наблюдал последствия боевых действий. Вид раненных бойцов, стариков, женщин и детей запечатлелся в памяти, поэтому обойти тему человеческих страданий, будучи зрелым художником, Коржев не мог.
Да, вы не встретите среди его работ эпичных батальных сцен, портретов людей, переполняемых героическим пафосом «со слезами на глазах». Коржев обращается к человеку, избирая ключевой темой его «околовоенные» переживания.
Будучи последователем академической школы русской живописи, художник всегда выходил за рамки постулатов, при это не отрицая их, а экспериментируя с форматом композиции, колористикой и фактурой мазка. Его работы экзистенциальны, спокойны, показывают человека «на паузе», а не в момент его найярчайших переживаний.
Я - счастливый человек, видела
35 работ вживую в Третьяковке на Крымском валу. Люблю бывать там. Для меня во многом место силы, заземления, необходимой остановки, чтобы надышаться.
Зал Коржева существует благодаря коллекционеру Владимиру Некрасову - коллекция из 35 работ, подаренная государственному музею Некрасовым и ещё 3 полотна галерея купила за свои средства. Зал удивительно оформлен: мрачный, давящий, с необычными арками, формирующими в небольшом пространстве своего рода лабиринт, казалось бы все немного давит, но благодаря выверенному тёплому локальному освещению полотен, они трогают мгновенно, заставляя сердце биться чаще.
Вашему вниманию картина «Следы войны», 1963-1964 - холст, масло 200х150.
(Репродукции, представленные здесь из моего альбома издательства Третьяковской Галереи (Москва, 2016). Они максимально приближены по контрасту и цвету к оригиналу).
#нашарт #коржев