Один памятник открыли в 80-х, ещё в СССР. Второй - меньше десяти лет назад, когда автора уже не было на свете.
Вы знали, что Расул Гамзатов - дагестанец? Я вот, честно говоря, не знал, что он родился именно в этой республике. Как-то даже не задумывался об этом. Наверное, это потому что он воспринимается как наш общий, народный, родной для каждого. Всё благодаря его бессмертным строчкам.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...
У нас в стране их знают наизусть, наверное, почти все. Потому что эта тема касается каждой семьи.
Цада
Несколько дней мы провели в Хунзахе, в горной части Дагестана. Неподалёку - в маленьком селе Цада - родился Расул Гамзатов. В 2013 году здесь открыли мемориал, посвящённый поэту.
Он такой достаточно простой, лаконичный, но очень душевный. Место очень удачное. Вокруг горы, синее небо, рядом аул. И сама композиция отражает главный посыл стихотворения.
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня...
Рядом с мемориалом - памятные таблички. На них названия сёл, сколько человек ушло на фронт, сколько вернулось. Невозможно спокойно смотреть на эти цифры. Село Шагада: ушли 12, вернулись - 2. Село Заиб - ушли 9, вернулся - 1.
Можете себе представить? В маленьком ауле, где людей не очень много, а все семьи родственники или очень близкие знакомые - уходят девять, а возвращается лишь один. Как вообще это пережить...
Где-то больше, где-то меньше, но в целом по району домой не пришли более половины солдат.
Гуниб
Но это не единственный памятник журавлям (как образу солдата) в Дагестане. В 80-х годах в селе Гуниб на высокой горе установили монумент с этими птицами.
Интересно, что в этой стае нет промежутка между птицами. Все места заняты.
Комплекс открывали при жизни Расула Гамзатова. На табличке на постаменте написано, что он был одним из инициаторов его создания. Вряд ли расхождение с текстом было случайным. В таком виде он выглядит символично - кому суждено было, тот оказался в журавлином клине, но для остальных всё позади, солдаты возвращаются домой, а не уходят в небеса. И вот эта метафора впечатляет очень сильно - памятник как бы продолжает стихотворение, доводит тему до логического конца. Лично на меня этот подтекст произвёл даже большее впечатление, чем задумка мемориала в Цаде.
От памятника открывается потрясающий вид на окрестности Гуниба. Горы, зелёные террасы, дороги, река бежит внизу. Мирное небо, мирная жизнь.