Найти тему
Словесница

Паспорт, хлебные шарики и другие чудачества Гоголя

Множество слухов и различных версий витали и продолжают витать вокруг жизни и смерти Николая Васильевича. Некоторые из них он подпитывал сам. Будучи талантливым писателем, он был также очень своеобразным человеком со своими странностями и наклонностями. Корни многих из них зародились еще в детстве.

Он был одним из немногих выживших детей в семье Гоголь-Яновских (настоящая фамилия писателя). Поэтому родители с детства очень бережно относились к здоровью мальчика, однако он все равно рос болезненным. Став взрослым, он постоянно выискивал у себя какие-то симптомы, мог подолгу рассказывать о них знакомым, всегда от чего-то лечился и был очень мнительным. Эту мнительность он перенес и в личную жизнь. Николай Васильевич обладал болезненным самолюбием и любую критику или отказ принимал очень близко к сердцу. Известно, что его первое изданное произведение, поэма «Ганц Кюхельгартен» не произвела впечатления и была встречена критиками недоброжелательно. Тогда молодой автор, несмотря на денежные затруднения, выкупил весь тираж, чтобы никто больше не прочитал поэму.

Из интересных увлечений писателя можно отметить рукоделие. Гоголь прекрасно вязал на спицах, кроил себе шейные платки и даже перешивал жилеты. Развитию этого умения способствовало общество родных сестер, с которыми он проводил в детстве большую часть времени. Он признавался, что держал это умение про запас как способ заработать в случае затруднений, но, к счастью, применить его в этих целях ему не пришлось. Другое нетипичное для мужчин хобби – кулинария. Известно, что Гоголь любил малороссийскую кухню и неплохо готовил сам, часто потчуя гостей собственноручно приготовленными блюдами. Также с едой связана странная привычка писателя: он питал необъяснимую страсть к катанию хлебных шариков. Занимался этим для того, чтобы сосредоточиться или просто ради забавы.

Одной из причуд, причин которой он никому не объяснял, было категорическое нежелание в поездках заграницей показывать кому-либо для проверки свой паспорт. Поэтому писатель часто прибегал к различным уловкам для того, чтобы избежать этого. Однажды он ласковым извиняющимся тоном обругал последними словами итальянского полицейского, попросившего предъявить документ. Но тот, понятное дело, ни слова не понял, подумав, что иностранный сеньор просит прощения, и отпустил его. А в другой раз, его вынудили показать паспорт, который лежал в чемодане. Тогда писатель, разозлившись стал выбрасывать из чемодана всё, что мешало, протянул паспорт полицейскому со словами: «На, ешь паспорт!» - и наотрез отказывался принимать обратно. Откуда взялась такая болезненная привязанность, до сих пор непонятно.

Но главной и самой известной его странностью была тафофобия – боязнь быть похороненным заживо. Из-за перенесенного заболевания он мог надолго впадать в обморочное состояние, так что казался умершим. Поэтому Гоголь даже составил специальное завещание, в котором просил не хоронить его до появления на теле явных признаков смерти. С этим страхом связана его привычка спать сидя. Он был уверен, что неудобная поза убережет его от глубоко сна и поможет вовремя проснуться.

Многие сегодня приписывают Гоголю различные психические расстройства, опираясь на воспоминания современников писателя. Так это или нет, мы уже не узнаем. Нам остается только наслаждаться его произведениями, многие из которых носят такой же загадочный характер, как и их создатель.

Больше интересных историй из жизни писателей здесь: https://zen.yandex.ru/suite/f238bed7-07bd-4da4-929e-53fa7fc07077