- Нет! Никакой формы военной ей не надо. Зачем? И от стихов этих мы отказались, поэтому на линейку не идём. Стихи ужасные. Детям о мире надо, о добре, а им о каких-то ужасах стихи раздали. Я не хочу, чтобы мой ребенок так рано вникал в понятие войны. Это психологическая травма.
Встретились с моей выпускницей и ее подругой с дочкой лет семи. И вот от подруги мы эти слова и услышали. Говорили о танцах про войну, вспоминали как исполняли их в дни Победы. И вот.
Ученица моя осталась с мнением подруги несогласна. И я, конечно, тоже.
Но мнение такое имеет право быть. И встречаю я его не впервые.
Когда, в каком возрасте детям пора знать отрицательные реалии жизни, когда им пора знать о войне?
Однажды на утреннике в детском саду я увидела танец под песню " Белые панамки". Слышали? Очень трагичная песня о детях войны. С детьми танцевала и воспитатель. Детям, в принципе, было всё равно что изображать, они делали это без особого трагизма, и "умerли" в конце вместе с воспитателем очень прикольно и выразительно ... Я насмеялась до слёз.
Это тот случай, когда не осуществлён возрастной подход к выбранному репертуару. Это перегиб. И это тоже большая ошибка.
Надо ли детям -дошкольникам знать о войне?
Мой ответ - надо.
Думаю, умный родитель или педагог всегда догадается, как это сделать грамотно.
Вот у памятника мальчик и девочка, оба лет пяти. Мальчик в новенькой военной форме тех времён чеканит стих с набором громких слов, а в конце "Ура". Хорошо, но когда я спросила что же сегодня за день такой, ответить не смог. А вот девочка, хоть и без красивой формы, но рассказала, как прадедушка защищал прабабушку, их дом, а значит и её, что он герой, что он получил медаль...и т.д. и т.п.
Военная форма на ребенке оправдана, по моему мнению, лишь тогда, когда она для него самого подчеркивает некое единство со своим прадедушкой и другими героями войны, когда он это понимает. Ведь так?
Старший дошкольный возраст – очень сензитивный возраст, когда дети уже могут задумываться о жизни и смерти, когда, возможно, столкнулись со смerтью, например, любимого попугая, или задуматься о том, что прабабушка старенькая и не вечная. Они задают вопросы, очень интересуются темой добра и зла, пытаются проникнуть в смысловую сторону мира взрослых. Это самое время для расставления правильных приоритетов.
Специально готовится к разговору с ребенком о войне, думаю, не надо.
Праздничные дни Победы - самое лучшее время для подобного разговора. Вот ребенок увидел медали на груди ветеранов. А что это? Вот увидел танки на площади, памятник героям.
И трехлетнему малышу можно рассказать доступным методом о герое-солдате, о том, как он защищал родной город, о том, как дети тоже помогали фронту, родителям. И рассказывать надо так, чтобы почувствовал малыш, чтобы себя тоже представлял героем, сопричастным к этому действию. Так, чтоб гордился.
А ещё есть замечательные книги- рассказы для детей.
Например, рассказ Ильи Туричина «Крайний случай». Это замечательное произведение, написанное сказочным языком про русского богатыря Ивана, солдата. Малыши с удовольствием послушают.
Или новая книжка Дмитрия Пентегова «Паровоз «Овечка». Так ласково называли маленький паровозик «Ов», который во время войны стал бронепоездом и много послужил во славу нашего Отечества.
Или, к примеру, книга Алексеева «Наташка». Война глазами маленькой девочки. Написано советским автором очень хорошо для старшего дошкольного возраста – кратко, ёмко, образно.
В общем, советы по подобным книжкам можно найти и в интернете. Их немало.
Кто захочет - найдёт. Но вот захочет ли?
И как много сейчас говорится и пишется о бездушности поколения, о грубости, об отсутствии уважения к старшим, о неумении выстраивать отношения в коллективе.
А что мы сделали для того, чтобы изменить это, на каких примерах воспитываются наши дети? Достаточно ли для этого нереальных сказочных героев?
Мы решили, что детей надо оградить от тяжёлых психологических травм. Так откуда у наших детей будет развито чувство сострадания, откуда они будет знать что хорошо, а что плохо? На каких жизненных уроках они будут учиться?
И, если не начать говорить об этом ещё до школы, потом может быть поздно.
Как часто школьные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, уже не вызывают у детей эмоционального отзыва, не трогают, не заставляют задуматься. А всё потому, что не заложен тот душевный потенциал добра, который должен быть заложен раньше.
Увы, воспитанные на компьютерных играх, они привыкли к острым ощущениям без сострадания. Сердце остаётся холодным.
Не допускайте таких ошибок! Дети должны знать о войне. И пусть это будет согласно возрасту, бережно, но будет.
Душу развивать надо, и причем с маленького возраста. Вне зависимости от выбора человека, который он впоследствии сделает сам в своей жизни. Как говорил Сухомлинский, «надо дать детям правильное видение добра и зла».
С Днем Победы, друзья!
По возможности, поддержите публикацию лайком. И жду ваше мнение по её теме.
Буду рада ответить.
Читайте ещё рассказы на моем канале: