Найти тему
Институт воспитания

ШКОЛА НА УДАЛЁНКЕ: ДИНАМИКА ВЗГЛЯДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Оглавление

Дистанционное обучение – это работа учителя с учеником на расстоянии. Такой способ обучения возник еще в XVIII веке, а в 2020 г. стал глобальным вызовом всей системе школьного образования. В 2020 г. школа впервые за всю историю своего существования оказалась распределенной по множеству домашних пространств учеников.

Одной из первых проблем, которую вынуждена была решать каждая семья, – это проблема организация рабочего места обучающегося. Исследование доступности образования в период дистанционного обучения (МГПУ, 2020 г.), показало, что даже для жителей Москвы это стало проблемой. 57 % опрошенных родителей отметили, что создать рабочую обстановку для детей было трудно, 87 % описывали те или иные технические проблемы (сбои в работе сайтов и программ, доступ в Интернет, проблемы со звуком и т. д.).

Чтобы «запустить» школу в новых условиях руководителям и учителям пришлось быстро наращивать технологические компетенции, отбирать, осваивать и сопрягать между собой цифровые сервисы и устройства, разбираться в природе сбоев, подобно оператору колл-центра давать инструкции детям и родителям о подключении к занятиям, сервисам и образовательному контенту. Неудивительно, что среди недостатков обучения в дистанционном формате подавляющее большинство родителей отметили утрату личного контакта с учителем (80 %) и недостаточное общение с одноклассниками (76 %).

Новый способ обучения потребовал от школ и учителей коренного изменения учебного процесса, максимальной мобилизации как организационного, так и личного ресурса: время на передачу знаний сократилось; прямой контакт с учеником стал невозможен; поиск и отбор качественного контента стал занимать очень много времени; увеличился объем индивидуальной работы и личных консультаций. К тому же онлайн-коммуникация стала обременением: ее стало много, а возможностей переключиться – мало; стал развиваться синдром выгорания; появились новые формы буллинга; выросли риски нарушения кибербезопасности.

Учебный процесс стал полностью открытым для родителей. И влияние на него родителей было двоякое. С одной стороны, они вынужденно стали ассистентами учителей. Родители не только помогали детям преодолевать возникшие технические сложности, но также поддерживали и мотивировали детей к учебе, помогали им выполнять домашние задания. Поэтому самим взрослым требовалась методическая помощь от учителей. С другой стороны, родители зачастую всю ответственность за образовательный процесс брали на себя: чрезмерно контролировали выполнение детьми домашних заданий, позволяли себе подсказывать во время контрольных, решали учебные задачи за детей.

Стресс из-за самоизоляции, необходимость адаптироваться к учебе из дома, более глубокое вовлечение родителей в образовательный процесс сформировали запрос на индивидуальный подход к обучению. Тем более, что появилась возможность выбирать формат (в школе или дистанционно), способ (совместно с учителем или самостоятельно), темп обучения, количество домашних заданий, учителя, платформу и т. д.

По мере осознания проблем у родителей возросла потребность в тьюторах и учителях-предметниках, готовых удаленно сопровождать детей в сетевом образовании, помогающих находить Интернет-ресурсы, дополнительные образовательные компьютерные программы и работать с ними.

Дистанционное обучение лишило ребенка «поддерживающей среды» и потребовало от него высокого уровня учебной самостоятельности. В ходе нашего исследования родители как проблему отмечали большой объем материала, который приходилось ребенку осваивать самостоятельно (64 %), дефицит общения и групповой работы учеников друг с другом (55 %), дефицит помощи от учителя (37 %). Увеличилось число случаев, когда ученики не могли справиться с выполнением домашних заданий. В частности, у детей не было возможности работать за компьютером; отсутствовала мотивация к выполнению заданий; они не понимали темы урока; не могли самостоятельно справиться с учебной нагрузкой в целом, что приводило к развитию тревоги, эмоциональной подавленности, усталости, напряженности и раздражительности.

Сопровождение ребенка в его освоении сетевых образовательных возможностей, поддержка его вовлеченности в учебу, поиск способов развивать его самостоятельность и адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям ребенка требует от родителей умение не только создавать необходимые условия для работы и эффективного отдыха в пространстве дома, но и выстроить эффективные и комплексные взаимоотношения с учителями и школой.

Сами школьники в качестве минусов дистанционного обучения отмечали потерю возможности видеть результаты своих одноклассников и сравнивать себя и свой уровень знаний с другими. Отношение к дистанционному обучению у школьников зависело от возрастной категории и паспорта семьи (многодетные, малообеспеченные, дети с ОВЗ и др.). Обучающиеся во 2-4классах проявляли более негативное отношение к обучению из дома и говорили о высоком уровне его трудности. Младшие школьники жаловались не только на организационные сложности, но и на проблемы, связанные с плохим настроением, отсутствием интереса, концентрацией внимания и поведенческого контроля. Дети 5-6 классов отмечали средний уровень трудности дистанционного обучения, но демонстрировали низкую степень включенности в процесс учения (слабая заинтересованность в успехах, нацеленность только на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к учебе в целом). Школьники 7-9 классов, кроме технических неполадок, никаких проблем дистанционного обучения не выделили. Более того, старшеклассники быстро адаптировались к новым образовательным реалиям и стали рассматривать смешанный формат обучения как наиболее эффективный. В некоторых анкетах учеников встречались опасения, что с возвращением в школу, эта «оттепель» в форматах обучения сойдет на нет. В качестве плюсов дистанционного обучения подростки выделили: учебу из дома (50,2 %); домашнее питание (47,9 %); минимизацию риска заболеваний (43,3 %); экономию времени (42,2 %); гибкий график и темп обучения (27,5 %) и др. В качестве минусов: сложность восприятия материала урока в онлайн режиме (61,4 %); отсутствие общения с одноклассниками (60,3 %); наличие технических проблем (56,7 %); отсутствие личного контакта с учителем (55,8 %); большое количество материала для самостоятельного изучения (55,3%); сложности в создании рабочей обстановки во время проведения урока онлайн (38,1 %) и др.

ЧТО СЕЙЧАС?

Единого ответа как правильно встраивать дистанционное обучение в школьную практику нет. Исследование образовательных политик стран в области цифровой трансформации школьного образования (МГПУ, 2021 г.)показало, что страны выбирают разные пути решения проблем сочетания очного и онлайн обучения. К примеру, в Великобритании приоритет отдается очному обучению, во Франции зимой-весной 2021 года сохранялось соотношение 50:50 очного и дистанционного обучения, основной задачей ставилось развитие взаимодействия учителей и ученых для создания нового образования, в США вопросы проникновения дистанционного обучения в школу регулируются на уровне штата. В Канаде дистанционное обучение решает задачи индивидуального обучения школьников и взрослых:ученики онлайн-школ могут изучать предметы и очно, и онлайн, участвовать в общественных мероприятиях. Онлайн-обучение строится по аккредитованным программам и кредиты онлайн-школ засчитываются в очных школах. В Канаде онлайн-обучение – помощник родителям, которые хотят быть учителями для своих детей. Есть и ряд стран (Казахстан, Тунис и др.), в которых процесс цифровой трансформации школьного образования только начался.

Однако в результате влияния пандемии COVID-19 в школьном образовании стали очевидны новые общие нормы: массовые трансляции уроков от лучших учителей, политиков, блогеров, большие электронные школы с учебными материалами (например РЭШ, МЭШ и т.д.), сервисы для совместной работы, временные классы из учеников разных территорий, цифровые тренажеры, цифровые домашние задания, сетевые образовательные события и т.д.

Государственные и муниципальные школы Российской Федерации вернулись к очному обучению. Дистанционное обучение используется преимущественно для решения задачи сохранения здоровья школьников в случае обнаружения или развития коронавирусной инфекции.

Этот возврат к допандемическим форматам вызывает как положительные, так и негативные реакции. Негативную реакцию проявляют прежде всего те родители и дети, кто увидел, что можно учиться по-другому, получать другие домашние задания, взаимодействовать в классе по-новому. Это и есть главный вызов к сегодняшнему образованию: получится ли у школы переработать и встроить все достижения и прорывы обучения в дистанционном формате? Запрос на это уже сформировался.

ЧТО ХОРОШЕГО В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ?

Сплошное массовое дистанционное обучение дало мощный стимул к развитию цифрового сопровождения самых разных процессов в образовании: наработаны процедуры и регламенты включения дистанционного обучения в основной процесс, апробированы различные модели соединения традиционных и обязательных элементов учебного процесса с новыми – творческими, динамичными и более свободными.

В дистанционном обучении можно выбирать лучший для себя способ освоения учебного содержания. Изучение практики работы более 50 онлайн-школ для детей в Российской Федерации позволяет выделить несколько способов. Первый способ – учиться можно полностью самостоятельно на основе видеозаписей уроков или видео инструкций и заданий (тестовых, практических, проектных), определять свой темп и время прохождения материала. Второй способ – живое онлайн-взаимодействие учителя и ученика с помощью сервисов видеоконференций. Многообразие способов дистанционного обучения возникает в результате интеграции первого и второго способов. Например, к видеозаписям уроков, практическим и тестовым заданиям добавляются «живые» онлайн-встречи. Онлайн-встречи могут быть для постоянной группы обучающихся или групп сменного состава. Еще пример: микроуроки и упражнения собраны в карту знаний из разных предметов. На платформе имеется интеллектуальный алгоритм, который помогает ученику осваивать программу, строить индивидуальный маршрут продвижения в изучении контента. Вводится функция «тьютора», «куратора», который проводит консультации для обучающихся по обсуждению результатов изучения  программы. Большие сетевые образовательные события и игры также являются примером сочетания разных способов работы с учебным содержанием.

Практики дистанционного обучения расширяют возможности очного обучения. В обычной школьной жизни ученики нередко теряют мотивацию к обучению в силу взаимоотношений внутри класса или с учителем, “штампов” школы относительно себя, рутинных учебных процессов. Включение в образовательную программу форматов дистанционного обучения раскрывает границы привычного учебного пространства, создает возможность ученику поучиться у другого учителя, включиться в деятельность вместе с учениками не из своего класса или даже школы, попробовать свои силы в решении сложных задач и стать успешным.

Опыт дистанционного обучения способствует формированию новых образовательных результатов: умения работать в распределенных группах и самостоятельно, задавать вопросы, решать технические проблемы и соблюдать правила кибербезопасности, завершать проекты в срок, организовывать свое время, быть субъектным по отношению к учебе, общаться с помощью цифровых сервисов и т.д.

ЧТО ПЛОХОГО В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ?

При сплошном дистанционном обучении факт невозможности «выйти» из домашней среды сильно влияет на качество знаний. Физический переход в школу означает переход от одной системы отношений (семья) в другую систему правил и отношений (школа). Отсутствие перехода часто нарушает сфокусированность на учебу. А если домашняя среда к тому же оказывается неблагоприятной, то ни педагог, ни школа не могут никак это компенсировать.

Дети оказываются дифференцированы по критерию учебной мотивации, не связанному с какими-то семейными показателями. Вопрос об ответственности, о том, кто должен формировать учебную мотивацию – семья или школа пока не имеет очевидного решения.

Барьером к получению качественного образования дистанционно также оказывается технический фактор, который связан и с имущественным неравенством.

Образовательное пространство школы призвано нивелировать негативное влияние имущественного неравенства на возможность получить образование. Однако «дисперсия школы» в домашнее пространство семей обостряет эту проблему. Отсутствие технических возможностей влияет на качество доступа к учебным материалам и заданиям, к помощи со стороны учителя, к участию в групповой работе. Использование компьютерной техники и работа за монитором создают угрозу здоровью учеников (портятся зрение и осанка, возникает гиподинамия). Сложности с организацией рабочего пространства в квартире определяют глубину и качество вовлеченности ребенка в процесс обучения. У ребенка не всегда есть возможность находиться в комнате одному во время уроков, проблема в наличии собственного стола, да и в принципе – хотя бы какого-то обустроенного рабочего места.

Кроме того, перевод ребенка на дистанционное обучение предъявляет высокие требования:

  • к самостоятельности ребенка, его способности управлять своим временем и нагрузкой;
  • к качеству внутрисемейных отношений, готовности родителей быть источником поддержки детей, их умению управлять эмоциональным состоянием и психологической устойчивостью, бороться с выгоранием и стрессом как своим, так и ребенка;
  • к условиям для учебы, необходимости сопрягать учебные и трудовые обязательства всех членов семьи, управлять балансом труда и отдыха;
  • к технической грамотности родителей и соблюдению кибербезопасности;
  • к готовности родителей выстраивать конструктивные отношения с учителями и школой.

А это большие задачи по преобразованию всего социального института “школа”, которые связаны с изменением и других сфер жизнедеятельности человека. Однозначно правильного решения здесь пока нет.