Найти в Дзене
Владимир Андреев

Про сардины без претензий

«Шум за сценой» Опубликовано 07 марта 2013 года

Актеры играют актёров, или спектакль про спектакль - так, наверно, можно поверхностно охарактеризовать новую премьеру Калужского драмтеатра.

Из десятка пьес, написанных англичанином Майклом Фрейном, «Театр. Шум за сценой», безусловно, наделала больше всего шума по обе стороны Атлантики. Эту пьесу с большим удовольствием ставили как на Бродвее, так и на подмостках старушки Европы. Удивительное дело: незатейливая история без какой-либо глубокой мысли, по сути, пародия на комедию положений, с завидным постоянством собирает аншлаги. В истории этой пьесы не было ни одного случая провала. Не стал исключением и наш Калужский драматический театр.

-2

Молодой режиссер Константин Солдатов после попыток постичь глубину души забитого ирландца («Калека с острова Инишмаан»), широту души простой советской женщины («Таня») и непредсказуемость души жителей современного заштатного городка («Экспонаты») решил дать зрителю возможность просто отдохнуть и посмеяться вволю. Заметим, решение это было сделано после настойчивой просьбы руководства театра.

В актерской среде это называется дать роль «на сопротивление» — когда психофизические данные исполнителя не соответствуют отведенному ему драматургическому материалу. С понятными оговорками нечто подобное предложили сделать режиссеру Солдатову – поставить комедию в чистом виде. Окидывая общим взглядом всю постановку, реакцию на неё зрителя, можно сказать, что Константин со своей задачей справился. Было смешно. Особенно про сардины.

-3

Как ведут себя актеры по ту сторону декораций, что они делают, каковы порой бывают их взаимоотношения, что частенько происходит за секунду до выхода актера или актрисы на сцену - всё это вызывает безусловное любопытство для тех, кто любит театр. «Открытая репетиция с нескольких попыток» - так определен жанр поставленного Константином Солдатовым спектакля, по крайней мере, так он обозначен в программках.

По сути, на сцене в течение трех актов зритель видит, как репетируется и показывается некая незамысловатая и пошленькая пиеска, из тех, что ставятся «на коленке» для гастрольного «чёса» по глубинке. Театр потешается сам над собой. Потешается так, что вызывает порой гомерический смех зрительного зала. Первый акт поначалу кажется слегка затянутым, и лишь во втором приходит понимание - для чего нам так подробно показывают все нюансы действия дурной пьесы про сардины.

-4

За второй акт хочется низко поклониться актерам и актрисам. Такого количества действий на единицу времени мне ещё не доводилось видеть! Бешеный ритм, бесконечные метания из одной двери в другую, головокружительное количество отдельных гэгов, при этом соблюдение линии характеров, взаимоотношений, общей линии спектакля (самого действа, а не разыгрываемого на сцене спектакля в спектакле) - да просто запомнить и не запутаться здесь практически невозможно! К чести всей команды «Шума за сценой» к премьере они смогли собрать все детали в единый механизм.

-5

Наблюдать за происходящим во втором акте непросто. Необходимо усиленное внимание, чтобы не пропустить ничего. Режиссер оставил «на додумывание» и «досматривание» для зрителя лишь доли секунды. Не успел – пропустил. А пропустил смешное. И поэтому нередки были в зале возгласы к соседу: что он сделал, что произошло? Ваш покорный слуга, увы, не обладает моментальной реакцией, поэтому мне пришлось сходить на спектакль второй раз, чтобы рассмотреть всё, что происходило во втором акте. Кстати, повторный просмотр второго акта принес больше веселья.

-6

Насыщенность придумками сыграла злую шутку на премьере во время третьего акта спектакля. Справедливости ради отметим: львиная доля всех «наворотов» прописана самим автором в пьесе. В большинстве случаев режиссеру необходимо было лишь суметь разложить мощный поток авторских придумок «по полочкам» и по времени. Не вовремя порвавшийся шнур от телефона на премьерном спектакле чуть было не обрушил весь акт.

Прекрасно понимаю актеров, им при таком сумасшедшем ритме практически нет возможности в доли секунды найти «оправдание» «отыграть» казус. В результате часть действия отличалось явной нелогичностью. Кстати, на предшествующем премьере показе спектакля трупе театра третий акт прошел безупречно (по крайней мере мне так показалось). Последний раз ваш покорный слуга так смеялся на спектакле в далеких 90-х годах, на премьере незабываемого «Блэза» в постановке Надежды Аракчеевой.

-7

При всей вроде бы простоте пьесы и хохотушного спектакля Константин Солдатов добавил в него некие краски для размышлений. Действительно, посмеяться над самим собой - удел далеко не каждого. В увиденных перипетиях угадываются ситуации, далекие от сцены, то, что частенько происходит и в нашей повседневной жизни. Неурядицы и мелкие, но злобные в момент их происхождения конфликты в конечном счете забываются, если есть общий зов трубы. Пусть слегка фальшивящей, но объединяющей коллектив. Почему-то мне именно так показалось после увиденного четвертого акта, не существующего в пьесе.

Удовольствие вызывает и несложная расшифровка легких аллюзий режиссера на другие спектакли театра. Возможно, их больше, мне явными показались «Цветок кактуса» и будущий «Король Лир». Такие детали, вроде бы не относящиеся напрямую к происходящему на сцене, всегда приятны, когда они сделаны вкусно и ненавязчиво.

-8

При всех понятных для премьерного показа шероховатостях «Театр. Шум за сценой» - удивительно ансамблевый спектакль. В нем, на мой взгляд, нет неудачных актерских работ. И, честно говоря, нет никакого желания «ловить блох» - выискивать огрехи. Наверно, это как раз тот вариант, когда спектакль в равной степени создают все занятые в нем актеры и актрисы.

-9

Особенно радует то, что режиссеру удалось сделать спектакль без тени пошлости на сцене. При множестве щекотливых моментов, касающихся взаимоотношений мужчины и женщины, при том что на протяжении почти всего спектакля Вики (актриса Ирина Жёлтикова) предстает перед взором зрителя в весьма сексуальном нижнем белье, очень велика была возможность скатиться к показу клубнички ради клубнички. Хотя по большому счету детям на такое смотреть рановато.

А вот взрослому зрителю, мне кажется, придется по душе новая премьера. Легкая комедия без претензий как нельзя лучше сможет поднять настроение после трудового дня.

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото Георгия ОРЛОВА.