Свт. Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич) родился 11 (21) декабря 1651 г. в местечке Макаров Киевского полка. Отец его, Савва Григорьевич, был казачьим сотником и происходил из шляхетского рода Савичей. Он был ктитором киевского Кирилловского монастыря и в старости принял монашеский постриг.
Мама святителя, Мария Михайловна, и его младшие сестры — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игуменьями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая.
В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев, где Даниил в 1662-1665 гг. учился в Киево-Могилянской коллегии. После учебы будущий святитель поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. был пострижен в монашество с именем Димитрий. Годом позднее 25 марта митр. Киевский Иосиф (Нелюбович-Тукальский) рукополагает монаха Димитрия во иеродиакона.
23 мая 1675 г. архиеп. Черниговским Лазарем (Барановичем) он был рукоположен во иеромонаха в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником из-за нравственных достоинств, учености и дара слова, которые в нем отметил архипастырь.
6 декабря 1677 г. иером. Димитрий поселился в Слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана И. Самойловича иером. Димитрий в январе 1679 г. вернулся в Чернигов. В марте 1681 г. он был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, а через год — игуменом Крупицкого во имя свт. Николая женского монастыря в Батурине.
26 октября 1683 г. иером. Димитрий оставил игуменство и по приглашению архим. Варлаама (Ясинского) переехал в Киев. 23 апреля 1684 г. он поселился в Киево-Печерском монастыре и стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне, по благословению архим. Варлаама, иером. Димитрий приступил к работе над главным трудом своей жизни — «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы), архим. Иннокентия (Гизеля), архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению Четьих-Миней на церковнославянском языке.
В начале 1686 г. по убеждению нового киевского митр. Гедеона (Святополка-Четвертинского) и гетмана Самойловича иером. Димитрий вновь принял игуменство в Батуринском монастыре, при этом не оставив работы над составлением Четьих-Миней. В 1689 г. был издан первый том. За него 3 октября 1690 г. он удостоился благословенной грамоты Патриарха Адриана.
14 февраля 1692 г. иером. Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. На следующий год, 9 мая, он переехал в Киево-Печерский монастырь, чтобы лично наблюдать за печатанием второго тома Четьих-Миней, который был издан в 1695 г.
В середине 1694 г. иером. Димитрий был избран игуменом Глуховского Петропавловского монастыря.
18 января 1697 г., после кончины игум. Киевского Кирилловского монастыря Иннокентия (Монастырского), иером Димитрий был назначен настоятелем этого монастыря, но уже 10 июня он избран настоятелем Елецкого Черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и 20 июня возведен в сан архимандрита черниговским святителем Иоанном (Максимовичем).
В 1699 г. архим. Димитрий был переведен архимандритом в Новгород-Северский в честь Преображения Господня мужской монастырь, куда прибыл 22 сентября.
10 февраля 1701 г. по указу Петра I будущий святитель приехал в столицу в качестве кандидата на Сибирскую кафедру. 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, а уже 23 марта был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Однако из-за весенней распутицы и болезни митр. Димитрий в Сибирь не поехал, а остался в Московском Чудовом монастыре.
Петр I посетил святителя и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над Четьями-Минеями, отменил свой указ о назначении его на Сибирскую кафедру.
Живя в Москве, митр. Димитрий много проповедовал в столичных храмах. 4 января 1702 г. был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским вместо митр. Иоасафа (Лазаревича). 1 марта 1702 г. митр. Димитрий прибыл в Ростов. Прежде всего он посетил Яковлевский монастырь, находящийся при въезде в город, на Московском тракте, где святитель указал место своего будущего погребения — в юго-западном углу храма Святой Троицы. После Божественной Литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися».
Жизнь митр. Димитрия в Ростове стала исполнением этих слов. Он чрезвычайно радел об образовании, дисциплине духовенства и благочестии. Житие святителя также отмечает его аскетические подвиги и духовные дарования. В духовной грамоте, датируемой 4 апрелем 1707 г., митр. Димитрий просит не искать оставшегося имения, поскольку «не стяжах имения... кроме книг святых». Почил святитель 28 октября 1709 г.
Свт. Димитрий Ростовский оставил богатое литературное наследие. Первым из дошедших до нас сочинений является книга «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии», представляющее собой собрание сказаний о 22 чудесах от иконы Богоматери в черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Написана она была на юго-западнорусском языке XVII в. Позднее была переработана, дополнена и вышла на церковнославянском языке под названием «Руно орошенное».
Главным агиографическим трудом святителя Димитрия, несомненно, являются Четьи-Минеи, над которыми он трудился более 20 лет (1684-1705).
Он также был автором значительного числа молитв, небольших богословских трактатов, назидательных сочинений, стихотворных текстов. В поэтических жанрах он отдавал предпочтение кантам. Сохранилось и эпистолярное наследие святителя.
Для ростовской школы архипастырь составлял пьесы. Например, в первый год своего пребывания в Ростове святитель написал «Рождественскую драму», разыгранную 27 декабря 1702 г.
Как уже отмечалось ранее, митр. Димитрий был одним из известнейших проповедников своего времени. Основное их содержание в пору замещения Ростовской кафедры заключалось в выяснении нравственного христианского идеала и раскрытии отступлений от него на примерах из современной ему жизни.
Ключевой темой поучений является христианская любовь, которая «превыше всего». Особое место занимает обличение немилосердия по отношению к ближним, жестокости в социальных отношениях, защита слабых перед лицом сильных, призыв к богатым не притеснять бедных (в частности, крестьян), но проявлять сострадание к униженным и угнетенным.
Важное место в литературном наследии свт. Димитрия Ростовского занимает «Келейный летописец». Задачей этого сочинения было согласование библейской и гражданской хронологии при изучении священной истории и нравственное назидание читающим. Святитель также был автором нескольких исследований по исторической хронологии — «каталогов» и «летописаний».
Последним крупным сочинением архипастыря стал трактат «Розыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их небогоугодны», написанный против многочисленных в Ростовско-Ярославской епархии старообрядцев.
Свт. Димитрий также является автором некоторых богослужебных текстов. В 1694 г. по просьбе Патриарха Адриана он написал службу девяти кизическим мученикам для построенного в их честь в Казани в июле 1688 г. храма и монастыря при нем. Эта служба входит в состав так называемого «Врачества безмездного святых девяточисленных, иже в Кизизку мученик». Эти гимнографические тексты, к сожалению, не были изданы и до сих пор остаются неизученными. Сохранились они в единственном списке.
Святителю принадлежит и канон преп. Антонию и Феодосию Киево-Печерских, который он написал по просьбе жителя Великого Устюга И. Ф. Протодиаконова, окончившего в 1703 г. строительство в Великом Устюге Георгиевского храма с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Песни канона были написаны митр. Димитрием на ирмосы восьмого гласа. Во всех тропарях святитель придерживается тематики, заданной соответствующим ирмосом, по-разному ее обыгрывая. Так, например, первая песнь канона написана на ирмос Воду прошед, яко сушу, который повествует о переходе израильтян через Чермное море, и в разных тропарях святитель использует воды моря как в положительной коннотации (Водами слез твоих фараона мысленнаго потопил еси, Антоние), так и в отрицательной: Воды страстей моих изсуши.
В каждой песне канона присутствует тропарь, обращенный к святым от лица молитвенно совершающих их память (Небесных благ лишився аз окаянный, к вам притекаю, о небеснии граждане: да не в конец отчужден буду части спасаемых, умолите о мне единаго Человеколюбца).
Во всех песнях прославляется подвиг преподобных и приводятся некоторые сведения из их житий: Услышав глас Господень в Афоне, к игумену глаголющь: посли Ми Антония в Россию, яко тамо его требую; Молитвами твоими, преподобне Феодосие, обитель твоя во оскудениях наполняшеся земных благ.
При написании тропарей свт. Димитрий также использовал различные образы из Ветхого и Нового Завета: Просветишася яко небеса двема светилами, горы киевския двома начальнейшими отцы преподобными: Антонием аки солнцем, Феодосием аки луною, и свет святыни их во тьме пещерной светяшеся, и тма не объят их (ср. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5).
Произведения свт. Димитрия получили широкое распространение не только в России, но и в Болгарии, Сербии, Румынии. Его печатные труды начали попадать к южным славянам и в румынские княжества практически сразу после выхода в свет.
Издание Четьих-Миней оказало влияние и на русскую иконопись конца XVII-XVIII в.: практически сразу после выхода из печати отдельных томов первого издания, особенности входящих в них текстов стали находить отражение в иконографии.
Четьи-Минеи святителя Димитрия были высоко оценены А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским и др. Его называли «российским Златоустом», святителю посвящали стихотворные строки М. В. Ломоносов, И. А. Бунин, В. К. Кюхельбекер и др.
21 сентября/4 октября 1752 г. были обретены мощи святителя. 1 апреля 1757 г., в первый день Пасхи, святитель был причислен к лику святых. Позолоченная серебряная рака, украшенная финифтевыми плашками с сюжетами жития и обретения мощей святителя, пребывает в Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
За пять лет, пока в Святейшем Синоде шло дело о канонизации свт. Димитрия, в Яковлевском монастыре у его мощей было записано под присягой 288 случаев чудесной помощи и исцелений по молитвам ко святителю.
Ростовский митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период и оставался единственным до конца XIX столетия.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #Димитрий ростовский #гимнография #агиография #православные святые
Текст подготовил Артем Мотин.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»