Фильм, в отличие от тех же "Семнадцати мгновений весны" не стал в #СССР бестселлером. Хотя, в отличие от придуманного Юлианом Семеновым образом #Штирлица, герой Олега Даля, Сергей Николаевич Скорин, он же гаутман Пауль Кригер человек более реальный. Ведь в основе сценария фильма #Вариант Омега лежит документальный материал о работе советской разведки в Таллине. И фильм снят по книге Николая Леонова и Юрия Кострова "Операция "Викинг", но и там использованы проверенные факты.
Пятисерийный #фильм скорее посвящен борьбе двух талантливых разведчиков, он про борьбу двух школ и двух умов. Которые пытаются подловить друг-друга на мелких просчетах. С одной стороны появление в Таллине советского разведчика было задумано именно бароном Георгом фон Шлоссером(Игорь Васильев), с другой Скорин-Кригер появился в городе тоже не просто так. Ведь каждый представитель противоборствующих сторон пытался слить врагу дезинформацию, и таким образом изменить положение дел на фронте. Советский разведчик оказался в этом более успешным и во многом благодаря его действиям удалось в какой-то мере переломить ход #войны.
Сорин-Кригер намеренно выдает себя, а фон Шлоссер "заглатывает" наживку. Да, он ведет свою собственную игру, но оказывается "в дураках". Ведь помимо ложных донесений Сорин-Кригер отправляет в Москву и совершенно реальные сведения предоставленные ему нацистким разведчиком. Если не видели, то обязательно посмотрите. Почти шесть часов, а именно столько идет сериал, смотрятся на одном дыхании.
Но меня интересовал в этой ленте не только хитро закрученный сюжет, но и автомобили присутствующие в кадре. Уличных сцен там не много, но тем не менее они есть. Учитывая же небольшой парк автомобилей предоставленных для съемок, режиссер Антонис-Янис Воязос тем не менее сумел создать из них интересные комбинации. И оставил поверить в реальность происходящего.
В первой серии использована хроника того времени. Вот смотрите, в кадре появляется троллейбус ЯАЗ ЯТБ-4, причем это скорее всего версия машины цельнометаллическим кузовом и индексом"А". Что очень логично, ведь почти весь автобусный парк был передан для нужд #РККА, а троллейбусы в Москве стали единственным видом общественного транспорта. Первые машины появились в городе еще в 1939 году, а вот троллейбусы с индексом "А" уже в 1941.
А вот чуть позднее по улице проезжает предшественник четвертого троллейбуса. Это скорее всего ЯТБ-2. Хотя внешне они были очень похожи и отличались только разными электромоторами.
Потом, в кадре появляется #грузовик, вернее фургон. Судя по наличию трех окон на боковине кузова перед нами #ГАЗ-АА. Ведь у модели ГАЗ-55 они были значительно уже.
Барон фон Шлоссер пребывающий в Таллин ездит на кабриолете Steyr 100. Автомобиль с одной стороны ничем не примечательный, однако он имел синхронизаторы на двух верхних ступенях механической коробки, независимую подвеску и обтекаемый кузов. Мощность четырехцилиндрового мотор объемом 1400 кубов позволяла разогнать машину до 100 километров в час.
Забавная деталь, но потом если присмотреться к плану взятому оператором сверху, то мы увидим совсем другой #автомобиль. Это тоже Steyr и тоже кабриолет, но это уже модель 220. Видите, у него совсем иная радиаторная решетка и на крыльях не две, а четыре фары.
А потом вновь в кадре появится сотый
Действие переносит нас снова в Москву. И мы видим вроде бы привычный грузовик ЗИС-5, но это не простая машина, а автомобиль имеющий индекс "В", что значит военный. Его легко отличить от машины произведенной в мирное время. Обратите внимание на крышу кабины. Она изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался брезент. Кстати этот грузовик был легче своего собрата на 125 килограммов.
Константин Петрухин(Вадим Яковлев) везет из больницы своего колегу и друга Сергея Скорина к начальству на очень интересном седане. Судя по олицовке радиатора, это не привычный всем М-1, а модифицированный автомобиль с шестицилиндровым мотором М-11, к нему еще добавлялся дополнительный индекс 73, что и означало седан. Машина чрезвычайно редкая.
А вот потом в кадр попадает самый обычный "Захар" или ЗИС-5. Крыша у него нормальная, значит он выпусщен до войны.
Вот он снова.
Во второй серии агенты гестапо усаживаются в белый кабриолет BMW-326.
Автомобиль можно будет увидеть во всех ракурсах по ходу фильма. Он постоянно будет появляться в кадре. Вот он сверху.
А вот снова машина немецкого разведчика Steyr 100
Это тоже BMW, но совсем иная модель. Это 327 кабриолет. Обратите внимание на увеличенную колесную базу и более пологий багажник.
Сорин-Кригер для того что бы передовать шифровки в центр покупает себе тоже BMW. Но это модель 321. ЕЕ кстати стали выпускать одной из самых первых после войны. Делали их на заводе в Айзенахе с 1945 года.
Вот еще один вид сзади.
А вот вид сбоку. На одном фото можно даже рассмотреть облицовку радиатора.
Когда начальник таллинского гестапо Франц Маггиль(Александр Калягин) просит нашего разведчика подкинуть его на работу, в кадр попадает довольно редкий и очень дорогой кабриолет Horch 853 Sport Cabriolet.
А чуть позднее по улице проедут уже знакомый нам BMW 321 и BMW 326
Потом действие фильма вновь переносит нас в Москву. На Лубянку доставляют задержанного. Так вот везут его на автобусе, а вернее фургоне ПАЗ-655. Сами понимаете этого автомобиля в 1943 быть просто не могло.
Когда фон Шлоссера вызывают в Берлин, к Канарису, то он приезжает в аэропорт на Steyr 220. Это машина в отличие от серии 100 оснащалась шестицилиндровым мотором объемом 2,3 литра. Основными покупателями этого кабриолета были высшие чины гитлеровской германии. Интересный факт именно на такой машине был совершен дерзкий побег из концентрационного лагеря Освенцим. 20 июня 1942 года на автомобиле принадлежавшем Рудольфу Гессу польские офицеры Казимеж Пеховски, Станислав Густав Ястер, Юзеф Лемпарт и Эугениуш Бендера, выехали из ворот переодевшись в мундиры СС.
А на взлетном поле собраны вообще все машины принимавшие участие в съемках.
Вот красавец Horch 853 собственной персоной. Машина эта кстати снималась не в одном отечественном фильме. В частности на ней ездил герой Калягина в картине "Здравствуйте, я ваша тетя".
А вот два кабриолета марки Steyr
А вот снова кабриолет BMW 326
В момент задержания Маггелем ассистентки фон Шлосера Лотты Фишбах гестаповцы подъезжают к ней на уже знакомом нам кабриолете Horch 853
Кстати дерзкий побег наш разведчик тоже совершит из этого автомобиля. Фальшивый патруль остановит машину для проверки документов и мнимые офицеры Вермахта имитируют убийство Скорина-Кригера.
Как видите реальных автомобилей в фильме не очень много. На даже с их помощью режиссер и оператор смогли создать активное движение. Фильм действительно отличный. Если не видели обязательно посмотрите.