А, может, тут имеется в виду сладкий вкус? Недаром же малиновым называют нежный, мягкий перезвон малых колоколов звонницы. А что, такое вполне могло бы быть. Есть такое явление — синестезия. Это когда воздействие на органы чувств раздражителя одной модальности (звука, цвета, вкуса) вызывает ещё и другие ощущения.
Самое известное проявление синестезии — это цветомузыка или, правильнее, цветной слух. Ярко выраженные способности к синестезии есть не у всех, цветным слухом, например, обладали композиторы Н. А. Римский-Косаков, А. Н. Скрябин, художник и композитор М. Чюрлёнис. Возможно, и звон этот вызывает ощущение малиновой сладости или ассоциации с малиновым цветом? Это, конечно, не исключено, но, увы, ягода малина к названию малинового звона никакого отношения не имеет.
Какие бывают звоны на Руси
Колокольные звоны — это одна из тех прекрасных вещей, что родились под влиянием Русской Православной церкви. И к настоящему времени существует немало разных звонов. Большинство из них называются по имени архиереев, настоятелей тех соборов или епархий, где звонари «изобрели» этот вид звона. Например, Георгиевский, Ионафановский звоны Ростова Великова или Покровский звон, названный так по монастырю в Москве.
Есть и «цветной» звон — красный. Назван он так потому, что используется в особых случаях – или по очень большим праздникам, или в случае большого несчастья. Это тот самый звон, когда звонари бьют «во вся тяжкия», то есть используют самые большие колокола.
Но название «малиновый звон» кажется порождением фольклора и стоит особняком. В отличие от других звонов, вы не найдёте росписи последовательности и поочерёдности ударов в колокола, характерных для малинового.
Откуда взялось название «малиновый звон»
Как ни грустно мне писать, но название это тоже заимствованное, хоть и прижилось в русском языке, обрело совершенно иной, более глубокий смысл, как это часто бывает с заимствованиями в нашей родной речи.
История малинового звона на Руси началась в XVII. В то время, центром колокольного литья в Европе был бельгийский город Мехелен, а по-французски Малин. Мастера этого города занимались литьём и настройкой колоколов с XI века, а к XIII веку изобрели хитрое устройство, благодаря которому языки нескольких колоколов соединялись с рычагами, и звонарь мог, управляя ими, исполнять довольно сложные мелодии. В XVI веке у этого устройства даже появилась клавиатура, по которой звонарь бил кулаком, а другой рукой мог ещё отыгрывать мелодию молоточком по самым малым колоколам. Такое устройство называлось карильон.
Пётр I, побывав в Европе, привёз эту диковинку в России, где карильон установили на звоннице Петропавловского собора. Там он находится и сейчас (правда, уже копия того, что привёз Пётр).
Мелодии, которые звонарь извлекал из этого устройства, и получили название малиновых звонов по названию города Малина. Хотя такие звоны действительно отличались нежностью и мелодичностью. А русские звонари использовали принцип устройства карильона, разработав систему верёвочек, с помощью которых играют особые мелодичные перезвоны. Правда, клавиатуры у наших звонарей нет, но они и с верёвочками неплохо управляются.
Если вам интересно, то можете посмотреть видео такого перезвона и послушать игру звонаря на ежегодном фестивале колокольного звона, который проходит на Рождество в моём родном городе. Заодно полюбоваться на нашу красавицу колокольню Воскресенского собора (высота 106 метров), заглянуть на её звонницу и впечатлиться открывающимся видом.