Вернёмся в прошлое, когда Стивен Спилберг только задумал фильм "Инопланетянин". Он закончил съемки "1941" и работал над "Индианой Джонсом: в поисках утраченного ковчега". Как и любой умный режиссёр, он уже готовил свой следующий фильм "Инопланетянин" и нуждался в сценаристе. К счастью, у него была молодая сценаристка по имени Мелисса Мэтисон, которая в то время была девушкой его звезды - Харрисона Форда.
Вот тут-то история и становится интересной. Спилберг предложил Мэтисон идею "Инопланетянина", и Мэтисон отказала ему, она не прониклась задумкой. Я просто хочу сделать здесь паузу, КТО-ТО СКАЗАЛ "НЕТ" СТИВЕНУ СПИЛБЕРГУ! В защиту Мэтисон можно сказать, что у неё была веская причина для отказа. Она только что бросила писать сценарии.
Между двумя её единственными титрами, "Чёрный скакун" и "Мастер побегов", Мэтисон решила, что писать сценарий "слишком сложно".
Оглядываясь назад, можно сказать, что улизнуть у Мэтисон не было ни единого шанса. Спилберг пошёл прямиком к Форду, попросив его замолвить словечко за него и "Инопланетянина", и Мэтисон в конце концов она согласилась написать сценарий фильма. Для всех это стало настоящей удачей.
Однако причина первоначального отказа Мэтисона врезалась мне в сознание. Она бросила писать сценарии всего в 31 год и с двумя снятыми фильмами, потому что это было "слишком сложно".
"Слишком сложно".
Правда ли написание сценария "слишком сложное"?
Оно кажется лёгким, когда ты смотришь плохой фильм. "Я мог бы написать фильм получше этого!" - за эти годы сказали от 100 миллионов кинозрителей.
Но любой, кто провёл в индустрии хотя бы три года, знает, насколько сложно писать сценарии.
Но не слишком ли это сложно?
Разве это не стоит стольких хлопот?
Некоторое время назад я разрабатывал спортивный сценарий с одним сценаристом, и мы потратили бесчисленное количество часов и множество драфтов, пытаясь понять нашего главного героя.
Казалось, что в каждой новой версии мы пробовали новую итерацию персонажа. Примерно после седьмого драфта, персонаж, наконец, начал обретать форму. Наконец-то мы почувствовали, что поняли его, и в результате остальная часть сценария сошлась воедино.
Затем, примерно в 10-м драфте, когда мы писали большую финальную игру, нам пришло в голову, что концовка была бы НАМНОГО ЛУЧШЕ, если бы наш главный герой принёс большую жертву в критический момент в конце игры.
Мы говорим о том, что кульминация превратилась из 6 баллов из 10 - в 9 баллов из 10. Решиться на это было не сложно. Мы должны были это сделать.
Но вот в чём была проблема. Наш главный герой не был тем, кто жертвует собой. Нигде в сценарии это не было встроено в персонажа, чтобы, когда наступит момент, для него имело смысл пожертвовать чем угодно.
Мы поняли, что если бы нам пришлось вписать это новое направление в кульминацию, это означало бы полностью переделать персонажа с нуля. У него был бы совершенно другой характер и поведение. Что сделало бы все его действия и диалоги другими.
Вдобавок ко всему, мы разработали любовный интерес персонажа так, чтобы он резко контрастировал с нашим главным героем. Она была его противоположностью. Изменив главного героя в новую версию, он больше не был противоположностью любовного интереса. Что это означает? Я уверен, вы уже поняли – нам также пришлось бы полностью переписать её! Изменить её так, чтобы эта новая версия была противоположна его новой версии.
Так что теперь нам пришлось сесть и принять трудное решение. Вносим ли мы все эти изменения, переделывая двух наших главных героев с нуля, только для того, чтобы поддержать этот потрясающий финал? Или мы продолжаем пытаться найти другой отличный финал, несмотря на то, что предыдущие шесть месяцев мы занимались только этим и потерпели неудачу?
Трудно ли писать сценарий?
Если вы хотите сделать всё правильно, можно поспорить, что это сложно.
Итак, я вернёмся к Мелиссе Мэтисон. Я полностью понимаю её изначальное решение. Потому что сценарий может казаться бесконечной битвой. В некотором смысле, вы никогда по-настоящему не пишете сценарий, который хотите. Вы либо выдыхаетесь, либо, если вы один из немногих счастливчиков, которые добрались до профессионального статуса, то можете уже предложить что-то своё.
С учётом сказанного, за эти годы я нашёл несколько советов и приёмов, которые немного облегчат процесс написания сценариев. Если вы воспользуетесь этими десятью советами, у вас останется больше волос на голове и значительно снизятся шансы на сердечный приступ.
Пишите аутлайн – Одна из вещей, которая причиняет столько боли при написании сценария, - это бесконечные драфты. Вам всегда приходится исправлять какой-то аспект сценария с помощью переписывания. Вы можете отказаться от этого примерно на 3-4 драфте, если набросаете план (аутлайн). Составление границ помогает вам заранее определить свою структуру, что означает, что вы тратите меньше драфтов на исправление неработающей элементов.
Убедитесь, что понимаете своих 2-3 главных героев как можно больше, перед тем, как приступить к сценарию – Самое сложное в написании сценария - это правильно подобрать персонажей. Это потому, что люди сложны, и создание их вымышленных копий, которые кажутся достоверными, требует невероятного мастерства.
Поэтому, если вы отлично чувствуете своих персонажей, вы избавляетесь от множества головных болей. Рокки - неудачник, который не знает, есть ли у него то, что нужно. Алан в "Мальчишнике в Вегасе" - самый социально неосведомленный и чрезмерно самоуверенный человек во вселенной. Парень ("Главный герой") устал следовать одной и той же рутине каждый день и решает посвятить себя занятиям за пределами своей зоны комфорта.
Точно так же, как в этих примерах, попробуйте свести своего персонажа к одному понятному предложению. Если вы можете это сделать, у вас всё должно получиться.
Держите свою историю простой - я прочитал много сценариев, где сценарист стреляет себе в ногу, утруждая себя огромным количеством переменных для отслеживания. Реальность такова, что большинство лучших фильмов имеют простую задумку и исполнение. Небольшое количество персонажей. Чёткая цель и т.д. Сохраняя количество переменных на низком уровне, - вы снизите уровень стресса.
Будьте увлечены своей концепцией – Сколько бы я ни говорил о том, чтобы найти лучшую идею, которую вы можете придумать, и написать её, - это может оказаться бесполезным советом, если вам не нравится идея.
Как может подтвердить большинство из нас здесь, нет ничего хуже, чем писать сценарий, который нравится только вам. Каждый драфт ощущается как пять драфтов. Эти сценарии отнимают у вас гораздо больше сил и определённо запустят любые ваши сомнения в том, подходит ли вам написание сценариев. Любите эту идею, как вы любите свою семью.
Пишите расчётливо – Если вы склонны писать абзацы из 4 строк, стремитесь к 3 строкам. Если вы склонны писать абзацы из 3 строк, стремитесь к 2 строкам.
Бережливое написание означает, что нужно редактировать меньше слов, а поскольку все авторы и одержимы тем, чтобы каждое маленькое предложение было совершенным, тем через меньшее количество слов вам придётся пробираться, и тем меньше проблем будет с написанием. В качестве бонуса, ваш сценарий легче читать.
Не усложняйте процесс намеренно – если у вас есть документ с подробным описанием всех персонажей вашего сценария, документ для использования всех ваших потенциальных сюжетных идей, у вас есть аутлайн, электронная таблица excel, отслеживающая, когда и где появляется каждый персонаж, у вас есть документ для альтернативных сцен, документ для удалённых сцены, документ, объясняющий иностранный язык, на котором говорят в вашем сценарии…
Если все эти вещи делают вас по-настоящему счастливыми, - прекрасно. Но в определённый момент мы делаем процесс написания сценария настолько громоздким, что начинаем ненавидеть саму идею работы над ним. Это нормально, чтобы максимально погрузиться в историю, но не увлекайтесь.
Сосредоточьтесь на том, что вы должны делать, а не на том, чего не должны – я знаю, что чтение статей иногда может показаться нескончаемым минным полем для написания сценариев, которое нужно избегать. Но если всё, что вы делаете, - это сосредотачиваетесь на ошибках, которых следует избегать, вы не сможете писать свободно, и вам не будет весело.
Вы всегда будете делать в своём сценарии то, чего "не следует делать", например, сделаете своего главного героя отталкивающим похитителем. Но пока вы чувствуете, что это подходит для вашей истории, примите это и не оглядывайтесь назад.
Поговорите об истории – Найдите кого-нибудь в своей жизни, кто выслушает вас, чтобы обсудить проблемы в вашем сценарии. Одна из причин, по которой писать так сложно, заключается в том, что мы ограничиваемся только своим мозгом и прогоняем одни и те же задачи через эти фильтры снова и снова, что почти всегда безрезультатно.
Конечно, писать начинает казаться невозможным (и сводит вас с ума!). Иногда вам нужно обсудить свои идеи с кем-то, даже если он не сценарист. Заставляя себя объяснять проблему третьей стороне, вы видите проблему их глазами, и только это помогает вам найти решение.
Сосредоточьтесь на том, что имеет значение – перестаньте переживать из-за той сцены на странице 70, где вы пытаетесь сделать каждую строку диалога идеальной. Вместо этого сосредоточьтесь на тех моментах в вашем сценарии, которые оказывают наибольшее влияние на чтение.
Первые десять страниц, поворот в первом акте, сдвиг в середине, большие локации истории, низшая точка героя, любая крупная поворотная сцена, кульминация.
Именно на этом вы должны сосредоточить 75% своего внимания. Вам не нужно сводить себя с ума из-за тех небольших сцен, где персонажи рассказывают о себе какую-то незначительную предысторию. В общей схеме сценария эти сцены находятся далеко внизу в списке приоритетов.
Будьте снисходительны к себе – Писать сценарии тяжело, что бы вы ни делали. Это встроено в процесс. Тем не менее, я думаю, именно поэтому мы это делаем. Мы знаем, что в те несколько моментов, когда мы находим решение и пишем хороший сценарий, мы достигли чего-то удивительного, чего могут сделать очень немногие люди на планете.
Кого волнует то, что можно легко достичь, верно? Вы испытываете чувство выполненного долга только тогда, когда достигли чего-то трудного. Может быть, даже слишком сложного :)
Что вы думаете по этому поводу? Для вас писать сценарии слишком сложно?
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.