Найти тему
Журнал не о платьях

"Хочу платье от убийцы Распутина". Успех модного Дома князей Юсуповых

Оглавление
Источник фото: buro247.ru
Источник фото: buro247.ru

Продолжаем рассказ историка моды Александра Васильева. Начало ЗДЕСЬ

Как электрик нашёл бриллианты Юсупова

Феликс недолго прожил в Крыму -- вскоре и там стало неспокойно. Он дважды предпринимал попытки вернуться в Петербург и спасти свои богатства. Первый раз он вырезал из рам два полотна Рембрандта, Ван Дейка и другие ценнейшие произведения старых мастеров, скатал их в трубочку и был таков.

Второй раз Юсупов прибыл, чтобы спрятать коллекцию семейных бриллиантов -- и сделал это под одной из ступенек лестницы Юсуповского дворца. Клад обнаружили только в конце 20-х гг. -- электрик оступился и угодил в тайник. Эта история и легла в основу романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». А Юсупов, вместо того чтобы убиваться от горя из-за утраты фамильных драгоценностей, радовался в своих воспоминаниях: как же хорошо он спрятал бриллианты, раз большевики так долго не могли их найти!

13 апреля 1919 года Феликс с женой Ириной и вдовствующей императрицей Марией Федоровной, супругой императора Александра III, навсегда покинули Россию. На борт английского корабля Marlboro они поднялись вместе с мебелью, посудой, столовым серебром, картинами и семейными альбомами. Им удалось вывезти из красной России огромное количество предметов обихода и старины. Корабль доставил их на Корсику, где у Юсуповых было имение, купленное задолго до революции.

Затем Юсуповы приобрели дом в предместье Парижа -- Булони. Они устроили там маленький театр, стены которого были расписаны фресками художника Яковлева в стиле ар-деко. Юсуповы ставили спектакли, на которые приходили аристократы и просто важные люди Парижа. А когда супругам надоели театральные постановки, они решили попробовать себя в новом деле.

Irina + Felix

Источник фото: polit-gramota.ru
Источник фото: polit-gramota.ru

Название Дома моды Irfe, открытого Юсуповыми, образовали первые буквы имен создателей: Ирина + Феликс. Супругам хотелось заработать, а в то время русские эмигранты, наводнившие Париж, открывали один дом кутюра за другим. У Фелика Юсупова было огромное преимущество перед конкурентами. Существовала большая группа людей, мечтавших одеваться от русского князя.

Многие американки приезжали делать заказы в Irfe, потому что им страшно хотелось взглянуть на «убийцу Распутина».
Источник фото: anastgal.livejournal.com
Источник фото: anastgal.livejournal.com

Свой Дом моды Феликс и Ирина открыли весьма по-русски -- несколько шаляй-валяй. Они пригласили на открытие массу людей, украсили зал золотыми стульями, заказали шампанское... но забыли публике отправить приглашения по почте.

В своих воспоминаниях Феликс из всех заказчиц Дома более всего выделяет американскую миллионершу миссис Воби. Она много заказывала у них и фактически являлась главным спонсором Irfe.

В 20-х годах многие журналы благосклонно писали об Irfe. Vogue резюмировал:

«Перед вами коллекция, являющаяся в то же время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей».

Впоследствии Феликсу и Ирине удалось открыть несколько зарубежных филиалов -- в том числе в Лондоне и Берлине. Но вот парадокс: в музеях творения Irfe можно пересчитать по пальцам. Черное платье Irfe выставлено в нью-йоркском музее Metropolitan, два других -- в городе Брайтоне на юге Англии. Есть подозрение, что сшиты эти наряды были для мужчины, который переодевался в женщину -- сегодня это называется трансвестизм. Так что, возможно, среди заказчиков Дома моды были не только женщины, но и мужчины, разделявшие страсть основателя к прекрасным вещам.

Близкий друг Юсупова в 20-е годы художник Эрте вспоминал, что им нравилось переодеваться в женское платье и ходить в парижские кабаре на спектакли как двум подругам. Да и в своем Доме моды Феликс обучал моделей искусству дефиле на собственном примере, наряжаясь в женское белье и муслиновые платья с бисером.

А клиентов Юсупов принимал в весьма экстравагантном виде -- в тюрбане и турецком халате. Кабинки для переодевания в Доме моды, располагавшемся в центре Парижа, весьма напоминали шатры турецкого султана.

Лицом Дома моды была Ирина Юсупова, на ней строились рекламные кампании Irfe.

В 1926 году Irfe первым из русских Домов моды выпустил собственные духи. Вслед за Chanel они получили название своего Дома моды.

 Источник фото: livemaster.ru
Источник фото: livemaster.ru

Юсуповы разработали четыре аромата -- для блондинок, брюнеток, рыжеволосых и седых.

Продолжение ТУТ, подпишись на наш канал! Предыдущая часть ЗДЕСЬ.

Записала Юлия Румянцева (с) "Лилит"