Творческой деятельностью в дошкольном возрасте принято считать деятельность ребенка, направленную на его развитие и позволяющую реализовать его потребности и желания в познании окружающего мира и самовыражении.
Творческая деятельность в дошкольном возрасте позволяет выявить творческие способности ребенка и развить их. Процесс развития творческих способностей детей может осуществляться дома с родителями, в детском саду, в кружках и секциях. Основной целью организации творческой деятельности в дошкольном возрасте является формирование у детей творческого подхода в решении поставленных перед ним задач.
Выделяют такие типы творческой деятельности у детей дошкольного возраста:
- Продуктивная деятельность;
- Музыкальная деятельность;
- Театрализованная деятельность;
- Художественно-речевая деятельность
Продуктивная творческая деятельность детей раннего возраста позволяет детям развить навыки конструирования и изображения. Целью продуктивной деятельности ребенка является получение им определенного продукта: рисунка, поделки, сооружения из конструктора. Продуктивная деятельность у дошкольников способствует развитию у ребенка познавательных процессов, навыков и умений, необходимых для создания требуемого продута, формирует стремление к получению нужного результата.
Музыкальная деятельность играет важную роль в развитии у ребенка дошкольного возраста зрительно-пространственной координации, музыкального слуха и моторики. Игра на музыкальных инструментах, ритмика и пение позволяют ребенку гармонично развиваться в эмоциональном и рациональном направлении, адаптироваться в различных ситуациях.
Театрализованная деятельность детей в дошкольном возрасте имеет особую ценность, так как позволяет ребенку примерить на себя разные роли, дает ему возможность проявить свои способности в предлагаемых обстоятельствах, включает в себя разные виды творчества.
Художественно-речевая деятельность в дошкольном возрасте подразумевает прослушивание детьми художественных произведений и произведений устного народного творчества, знакомство с простыми литературными терминами, пересказы сказок, чтение стихотворений наизусть, освоение образной и выразительной речи, приобретение навыков рифмовки слов.
Творческое развитие ребенка осуществляется не только посредством занятий прикладным и другими видами искусства, но и во время прогулок по городским паркам, экскурсий в музеях и по достопримечательностям, походов на природу и т.д.