Николай Васильевич Неврев — живописец, мастер исторического и бытового жанра. Член Товарищества передвижных художественных выставок и Абрамцевского художественного кружка.
(1830, 3 мая, Москва - 3 мая, 1904, имение Лысковщина Могилевской губернии)
Может показаться, что искусствоведами хорошо изучено все, что касается Товарищества передвижных художественных выставок и его членов. Однако не обо всех передвижниках остались исчерпывающие биографические сведения. Например, довольно мало известно о Николая Васильевиче Невреве — историческом и жанровом живописце и ярком портретисте. В течение жизни художник пережил много взлетов и падений, а сегодня, несмотря на богатое творческое наследие, оказался незаслуженно забыт.
Николай Неврев родился в 1830 году в московский небогатой купеческой семье. Из-за неуспеваемости и плохого поведения юного Н. Неврева отчислили из Московского мещанского училища и не принимали никуда на службу. Главной страстью юноши было рисование, поэтому мать отдала сына в ученики к художнику Степанову, за которого вскоре вышла замуж. Семья жила в страшной бедности, Степанов пропивал все деньги, полученные от заказчиков картин, и заканчивать его портреты стал Н. Неврев.
Наконец, в 1850 году, лишь на 21 году жизни Николай Евгеньевич поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился у М. И. Скотти. В 1855 году Н. Неврев получил звание «неклассного художника по живописи домашних сцен». Позже, в 1859 году он был удостоен звания «классного художника».
Покинув Училище, художник обращается к написанию портретов, в основном московской знати. Эти работы минималистичны и нейтральны по колориту, но наполнены психологизмом и ярким характером. С начала 1860‑х годов Н. Неврев сближается с Павлом Третьяковым, который приобретает его работы и заказывает портреты. Постепенно к Невреву-портретисту приходит известность и усп
В середине 1860-х в творчестве художника происходит перелом: от портретов он переходит исключительно к жанровой живописи. В бытовых сценах Н. Неврев выступает как обличитель дворянства и купечества, защитник крестьян и внимательный, чуткий бытописатель. Картины художника наполнены тонким психологизмом, тактом, сочувствием и вкусом. Яркие примеры творчества Н. Неврева этого времени: "Торг. Сцена из крепостного быта", "Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие", "Воспитанница".
1870-80-е годы в силу многих обстоятельств ознаменовали новый период в творчестве Н. Неврева: он обращается к исторической живописи и изображает сюжеты XVI-XVIII веков и Древней Руси. Творчество художника с новой силой привлекает внимание публики и критиков, он чувствует подъем душевных сил и уверенность.
Сблизившись с Саввой Ивановичем Мамонтовым, Н. Неврев часто бывал в Абрамцево, где творил вместе с Репиным, Поленовым, Суриковым, Васнецовым и другими художниками того времени. В это же время Н. Неврев активно занимался делами Товарищества передвижных художественных выставок. Несколько лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Популярность Н. В. Неврева постепенно угасала. В 1894 году он получил последние значительные деньги за продажу картины. В 1903-1904 — показал последнюю большую работу на Передвижной выставке.
Заключительные годы художник жил уединенно в своем имении Лысковшина в Витебской губернии. Он испытывал нужду и одиночество, болел и не мог творить. От отчаяния и проблем с недвижимостью Николай Васильевич Неврев застрелился.
Работы Н. В. Неврева приобретали ведущие коллекционеры второй половины XIX в.: П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов, И. Е. Цветков, Б. И. Ханенко, И. Н. Терещенко. Произведения Н. Неврева хранят Государственная Третьяковская галерея, Тюменский областной музей изобразительных искусств, Государственный музей-заповедник Ростовский кремль, Дальневосточный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, и многие другие музеи России и стран СНГ. Однако местонахождение многих работ художника остается неизвестно.