Найти в Дзене

Новиков и Радищев: мистицизм, отрицающий русского Бога, и революция, отрицающая русское царство

Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Николая Ивановича Новикова. Государственная Третьяковская галерея.
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Портрет Николая Ивановича Новикова. Государственная Третьяковская галерея.

8 мая 1744 года родился Николай Иванович Новиков, писатель, издатель, масон.

Дмитрий Сергеевич Мережковский в статье "Революция и религия" сделал замечание: Екатерина II гениальным чутьем самовластия учуяла опасную связь русской религиозной революции с политической. Поэтому были арестованы Радищев и Новиков. Но между ними есть разница: Радищев – революционер-атеист, Новиков – верноподданный мистик.

Крестьянина из имения масона, сосланного по делу Новикова, спросили: "За что сослали твоего барина?" – "Сказывают, что другого Бога искал". – "И поделом ему, – возразил собеседник, тоже крестьянин, – что может быть лучше русского Бога?" Екатерине понравилось это "простодушие", и она несколько раз повторяла анекдот.

Однако Мережковский тут неправ. Екатерина прекрасно понимала, что разницы между Новиковым и Радищевым, наоборот, нет никакой: мистицизм, отрицающий русского Бога, и революция, отрицающая русское царство. Уже после начала революции во Франции многим, в том числе императрице, стало понятно, что масоны – это отнюдь не безобидные мечтатели и филантропы, это грозная сила, способная разрушать царства.

О книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Василий Васильевич Розанов верно заметил: "Есть несвоевременные слова. К ним относятся Новиков и Радищев. Они говорили правду, и высокую человеческую правду. Однако если бы эта «правда» расползлась в десятках и сотнях тысяч листков, брошюр, книжек, журналов по лицу русской земли, – доползла бы до Пензы, до Тамбова, Тулы, обняла бы Москву и Петербург, то пензенцы и туляки, смоляне и псковичи не имели бы духа отразить Наполеона.

Вероятнее, они призвали бы «способных иностранцев» завоевать Россию, как собирался позвать их Смердяков и как призывал их к этому идейно «Современник»; также и Карамзин не написал бы своей «Истории». Вот почему Радищев и Новиков хотя говорили «правду», но – ненужную, в то время – ненужную".

А мне даже кажется, что Радищев несколько похож на Свидригайлова:

«— Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится.

— И неужели, неужели вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! — с болезненным чувством вскрикнул Раскольников.

— Справедливее? А почем знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал! — ответил Свидригайлов, неопределенно улыбаясь»...

Неизв. художник. Портрет Александра Николаевича Радищева. 1790. Саратовский государственный художественный музей имени Радищева.
Неизв. художник. Портрет Александра Николаевича Радищева. 1790. Саратовский государственный художественный музей имени Радищева.

А.С. Пушкин писал: «Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию».

Впрочем, тут надо понимать: Радищев был не революционером, а обличителем. И его критика, часто весьма несправедливая, это в основном лишь попытка привлечь внимание к своему произведению (он сам об этом говорил на допросе). Большая литература – всегда обличительная. Радищева и Новикова позднее подняли на щит те, кто прекрасно понимал, как можно использовать их опусы в революционной агитации. В те времена, когда уже игра шла по-крупному...

Таких, как Радищев и Новиков, хорошо характеризует всего один небольшой штришок, который показывает и их уровень свободы, и их понимание свободы и их подлинные мировоззрения.

Новиков почитался позднее либеральными демократами непримиримым противником крепостничества, и вообще – «свободомыслящим». Выйдя на свободу при Павле I из Шлиссельбургской крепости, он созвал своих друзей на праздничный обед. Как вспоминает поэт князь П.А. Вяземский, перед обедом Новиков просил позволения у гостей посадить за стол крепостного человека, который добровольно сидел с ним в Шлиссельбургской крепости. Гости приняли предложение с удовольствием. А через некоторое время стало известно, что Новиков продал своего товарища по несчастью. Друзья спрашивают «просветителя»: правда ли это? Да, отвечает Новиков, дела мои расстроились и мне нужны были деньги. Я продал его за 2 000 рублей.

К этой невероятной истории фраппированный Вяземский позволил себе лишь одну небольшую ремарку: я и прежде слыхал, что Новиков был очень жесток с людьми своими.