Найти тему
За городской чертой

Одинокая могилка среди поля

Есть в районе г. Ярцево, что в Смоленской области возле деревенской дороги, на солнечном пригорке одинокая могилка. Аккуратный, хотя и выцветший от времени памятник, старая, но не покосившаяся оградка, а вокруг растут полевые травы и цветы. Здесь лежат мать и три ребёнка погибшие во время Войны. Младшему был 1 год.

Откуда она здесь. Почему среди поля? Есть рядом дачный посёлок, но он возник совсем недавно. Зато нашлись рядом неравнодушные люди и за могилкой присматривают.

Стояла здесь некогда большая деревня. Множество дворов, от одного края до другого ни один километр. Ещё и сейчас остаётся название "Погуляевка". Но нынче в деревне лишь несколько домов, уже за дальним лесом. Где прежде были улицы - теперь поле. Ни старых фундаментов, ни разваленных печей. Ничто не напоминает сегодня о некогда большом и шумном поселении.

Лет 30 назад, была ещё жива мать пожилой соседки по нашей даче. Она и рассказала об этой деревне. И могилке.

-2

Шли бои и здесь поблизости. Фашистским захватчикам противостояли части регулярной армии и партизанские отряды. Каждый вносил свою лепту, как мог. Из местных жителей кто-то помогал продуктами, кто-то оказывал помощь раненым, а кто-то следил за оккупантами и сообщал о их передвижениях. Уже и не узнать, чем именно "провинились" жители "Погуляевки", но кара была невероятно жестокой. "За связь с партизанами" всех сельчан, и стариков, и женщин, и детей, несмотря на возраст, собрали вместе и расстреляли. Не пощадили никого. Немногие избежали трагедии, случайно отлучившись или вовремя успев спрятаться. А деревню сожгли дотла. Тела сбросили в широкий овраг. Ещё и сейчас он виден вдоль дороги, далеко тянется вокруг поля.

В конце войны или даже после вернулся в родные края муж или родственник. Каким-то образом опознал среди погибших родных и похоронил. С тех пор и стоит могилка, на месте исчезнувшей деревни. К ней возвращались, ухаживали. Даже сейчас, кто-то из дачников заходит, приносит цветы...

-3

Широко прокатилась по Смоленщине война. Нет почти ни леса, ни поля, где не шли бы ожесточённые бои. Сотни сожжённых деревень, множество братских могил и захоронений. До сих пор остающихся неизвестными...