Найти в Дзене

О практике ката в каратэ и не только…

Оглавление
иллюстрация из открытых источников
иллюстрация из открытых источников

Наверное, на тему важности изучения ката в каратэ, да и других боевых искусствах, где они есть, написано уже достаточно. Но я всё равно внесу свою лепту и постараюсь поделиться своими размышлениями методиста. Я буду говорить о каратэ, так как в настоящее время преподаю в основном именно его, но всё сказанное в равной степени относится и к другим направлениям боевых искусств, практикующих ката, как элемент обучения.

Тем, кто не привык много и вдумчиво читать лучше сразу закрыть эту статью и не тратить на неё своё время. Не знаю к сожалению или счастью, но краткость — не моё достоинство.

В сущности, когда речь заходит о практике ката, то публика делится строго на 3 группы:

Первая группа придерживается «традиционных», ортодоксальных взглядов и считает, что ката — это сердце каратэ, так как в ката заложены все техники, приёмы и принципы, лежащие в основе стиля/вида. Практика ката, на их взгляд, является основой практики изучения и постижения каратэ наравне с практикой кихон. Именно для данной группы адептов характерно высказывание, что каратэ — это кихон+ката+бункай. (Справедливости ради следует отметить, что сюда следует всё же добавить кумитэ, так как без практики кумитэ всё это лично мне кажется всё же сомнительным, но… всему своё время).

Вторая группа считает, что ката в каратэ — это архаизм и большого практического смысла в них нет, ведь приёмы, содержащиеся в ката, практически (на их взгляд) невозможно применять в кумитэ. Адепты этой группы считают, что для того, чтобы научиться каратэ нужно больше спарринговать; что невозможно научиться драться без практики кумитэ (и с этим трудно спорить). Именно практика кумитэ является основой для каратэ. Что работает в кумитэ — хорошо и достойно изучения, всё остальное можно, если и не выбросить на помойку истории, то, хотя бы засунуть подальше. Эта группа, в лице наиболее радикальных её представителей, любит упрекать первую, что их каратэ ничего не стоит, называет их «ортодоксами» и поплёвывает свысока своих спортивных достижений.

И третья группа, она, как это водится, где-то посередине. Да, ката типа важны, в них всё такое, но без поединков они тоже особо бесполезны. В основном представители этой группы наиболее многочисленны, так как первые две — это больше крайности, а эти — аккурат посередине. Они учат и «отрабатывают» ката. Чаще всего перед экзаменами, ведь для того, чтобы сдать на очередной «пояс» им нужно продемонстрировать знание экзаменационной программы. Или они могут даже специализироваться на соревнованиях по ката и в этом случае изучение ката для них является специализацией. Акцент же при этом делается именно на эффектном внешнем исполнении ката и показе наиболее красивого бункай отрежиссированного с филигранной точностью и эффектностью. Я люблю посмотреть выступления по ката спортсменов высокого уровня, но для меня эти выступления мало чем отличаются от просмотра выступления фигуристов, гимнастов или танцоров. И когда я это говорю, то нисколько не вкладываю в эти слова какого-то негативно-пренебрежительного смысла. Я сам в детстве занимался хореографией и знаю, какой это большой и, не побоюсь этого слова, адский труд. Поэтому я с искренним и огромным уважением отношусь к людям, которые занимаются всем этим: балетным, цирковым, фигуристам, гимнастам и т.д.

иллюстрация из открытых источников
иллюстрация из открытых источников

К какой группе тяготею я? Ну, наверное, всё же больше к первой. Хотя я не со всем с ними согласен. Так уж получилось, что каратэ я начал изучать в юности в самом начале «лихих 90-х» будучи ОКОДовцем (для тех, кто не знает, кто это такие — поясняю: оперативный комсомольский отряд дружины), поэтому акцент в наших тренировках делался больше на прикладную часть, да и применяли мы свои знания не на соревнованиях (на это у нас тупо не было времени), а на улице, «в поле», так сказать… Но я до сих пор благодарен своему первому Сэнсэю, который ещё тогда заложил в меня основу понимания, что каратэ (сётокан) — это не только драка и спарринги.

За те 30 с небольшим лет, которые я изучаю, практикую и преподаю боевые искусства, сделав это основным своим занятием «по жизни», у меня было много учителей. Но я считаю, мне сильно повезло, что среди них были и те, кого можно назвать Учителем с большой буквы. Они были (и, слава богам, до сих пор остаются и все живы) отличными методистами. Именно им я обязан тем, что и сам стал интересоваться, и изучать методологию обучения, а также тому, что сейчас умею, как преподаватель.

Итак, вернёмся к ката…

Как представитель первой группы я считаю, что ката — это основа каратэ, так как именно ката являются «хранителями» кихон (о том, что такое в моём понимании кихон, в различных смыслах этого слова, я сейчас писать не буду. Не хочу спойлерить перед интенсивом, так как там это указано в качестве одной из тем, но потом обязательно напишу ещё одну большую «простынь»), его частью. Ката, на мой взгляд, содержат не только техники и приёмы школы/стиля/вида, но и являются тактико-техническими шаблонами и инструкцией по применению всего того, что изучается в данном виде боевых искусств. В японском языке это называют «хэйхо» и у нас принято переводить это как «стратегия» или принципы. Но мне кажется, что использование термина «тактико-технический шаблон» более уместно и лучше передаёт суть.

Ката много. Ката разнообразны. Ката заточены под разные ситуации. Ката учат разным способам взаимодействия с противником. Ката передают суть данного искусства. Докопаться до этой сути бывает не просто. Бункаи не однозначны и весьма многоуровневые. Одно и тоже действие в ката может использоваться на разных уровнях и ситуациях. В этом и есть их прелесть. Ката — это своеобразный «катехизис». И, что самое главное, ката — работают. Просто нужно понимать, где, как и в чём, что, к сожалению, не всегда доступно пониманию людей, относящихся ко второй группе. Кстати, именно в «уличных конфликтах» они отлично и работают. В этом я сумел убедиться ещё в 90-е и сейчас понимаю, почему изучение ката присутствовало в нашем обучении «прикладного» каратэ. Конечно, тогда я этого не понимал и, если честно, было даже обидно, что мы мало уделяем внимания соревновательной технике, ведь мерилом успеха и мастерства было именно участие в соревнованиях. Но задачи перед нами стояли другие, и мы с ними худо-бедно справлялись.

Почему же сейчас изучение и практика ката в большинстве клубов отодвинуты на второй план и, по большому счёту, превратилось в изучение «ритуальных танцев» для сдачи на пояса? Ведь даже те, кто относит себя к представителям третьей группы относятся к изучению и практике ката больше формально, как к части традиции. И бункаи они тоже знают достаточно условно и формально, чаще всего ограничиваясь одним конкретным вариантом «ну, типа это действие — это вот этот приём». И ката их не работают.

Думаю, что причина здесь лежит именно в их учителях, которые изучали каратэ, в основном как соревновательный вид единоборств. Любой учитель, хочет он того или нет, передаёт своё отношение ученикам, которые подсознательно копируют его установки и способы преподавания, становясь сами инструкторами. Очень мало кто из «тренеров» традиционных видов (в массе своей) являлись профессиональными педагогами в области физической культуры и спорта. Очень мало, кто был профессиональным тренером и преподавателем, а следовательно, разбирался в методологии обучения. Да, они есть, но их меньшинство и, в большинстве случаев образование их ещё советское. Чаще всего для того, чтобы начать преподавать достаточно было получить чёрный пояс (а иногда даже коричневый). Вот многие и преподавали (и до сих пор преподают) так, как учили их, порой перекраивая формат тренировок под свои личные предпочтения, исходя из своего понимания правильного, из того, что им самим интересно и хорошо получается. На выходе же мы получили эффект классического «испорченного телефона» и имеем то, что имеем…

иллюстрация из открытых источников
иллюстрация из открытых источников

А что именно мы имеем? Давайте разберёмся. Как проходят «стандартные», типовые тренировки каратэ, как построено обучение в большинстве клубов и секциях? Поправьте меня в комментариях если я не прав….

Вот, в группу приходит новичок. Чаще всего он включается в группу и повторяет действия за товарищами, постепенно втягиваясь. Если повезло и новичков много, то им по-быстрому объясняют стойки, удары и блоки. А потом всё это «отрабатывают». Некоторые «инструкторы» пытаются объяснить всё и сразу, очевидно в надежде, что так новички быстрее «втянутся», а иногда и из желания показать сколько они сами много знают. Хорошо, если ещё обучение идёт строго в рамках экзаменационной программы на очередной кю и ученики не перегружаются. Но искушение показать больше, хотя бы для того, чтобы «не заскучали», всё равно достаточно велико. В итоге «так называемые техники кихон» проходятся довольно поверхностно, ведь основная задача готовить людей к поединкам для участия в соревнованиях. Ведь родители и сами ученики должны чувствовать, что не зря платят деньги, должны чувствовать «прогресс» — соревнования, экзамены, новые пояса и, для особо успешных, — медальки и грамоты, которые можно повесить на стенку и гордиться, что «в упорной борьбе» победил такого же зелёного новичка… А потом эти новички, аттестуясь каждые полгода, за несколько лет вырастают в «мастеров» с 1-ми данами и уже им доверяют работу с очередными новичками. Конвейер по выпуску «полуинструкторов» работает безупречно. И дай-то Бог, если кто-то из них всерьёз заинтересуется хорошо ли и профессионально ли он ведёт тренировки. Задаст себе эти вопросы и попытается что-то поменять, например, пойдёт учиться профессии тренера. Сколько таких? Думайте это всё? Не…

Даже если и пойдёт учиться, то не факт, что научится. Сейчас в нашей стране государство «взялось» за борьбу за качество оказываемых услуг и для того, чтобы устроиться на работу в любое муниципальное профильное учреждение необходим профильный диплом. В большом количестве профильных ВУЗов об этом смекнули и во всю предлагают программы переподготовки на базе высшего по специальностям от «а-ля тренер восточных единоборств» до педагогов физической культуры и спорта. Любой желающий с высшим образованием может пройти «обучение», которое, чаще всего, представляет собой набор методичек и учебных пособий для «самостоятельного изучения» с последующими формальными зачётами. По сути же это просто легальный способ покупки необходимого диплома. Я знаю о чём говорю, так как сам проходил подобное обучение 5 лет назад. Но, тогда нас еще пытались честно чему-то учить, а те, кто уже учились после нас не удостоились (судя по их рассказам) и этой чести. Фактически люди просто сдают документы и потом приходят на формальные экзамены, и получают такой же формальный диплом. Знаете, каково было наше изумление на гос.экзамене, когда мы узнали, какое же на самом деле количество человек в нашей группе! Мы честно учились, посещали все лекции, сдавали зачёты и проходили тестирование на протяжении более полугода, и нас таких оказалась всего 1/3 от общего количества народу. И они получили такие же дипломы, как и мы… (В дальнейшем, когда я был в числе руководителей одной из российских федераций, я просто заносил нужное количество денег и данные людей, кому было необходимо получить диплом, а потом просто привозил им дипломы…).
Лично я остался доволен дипломом, но не доволен качеством и объёмом полученного образования. И это при том, что нас действительно чему-то учили. Фактически я сначала получил диплом, а уже потом начал получать образование везде, где только мог, докручивая необходимые мне навыки и штудируя вузовские программы. Скажу честно: обучение на фитнес инструктора в учебном центре при нашей сети «Планета фитнес» дало мне в разы больше пользы и практических знаний (но, не знаю, воспринял бы я их, не пройдя предыдущего обучения). Рассказывая обо всём этом, я не пытаюсь кого-то огульно охаивать или нивелировать уровень физкультурного образования в наших Вузах. Там действительно хорошо учат и классные преподаватели. Но это всё относится к полноценному очному многолетнему обучению, а не к программам переподготовки.

Итак, «возвращаясь к нашим баранам»… Мы, чаще всего, имеем инструкторов с полуобразованием и формальными дипломами, за которыми часто нет реальных знаний по спортивной педагогике и куче остальных профильных предметов. И которые преподают ровно так же, как учили их. Они организовывают коммерческие секции, где учат молодёжь, которая и так норовит поскорее срулить в модный ММА. Нужно постоянно поддерживать интерес, нужно удерживать… Являются ли большинство этих инструкторов Учителями? Нет. Понимают ли они, что делают? Чаще всего тоже нет. В лучшем случае они являются неплохими спортивными тренерами. Но, к сожалению, спортивное каратэ — это не совсем уже каратэ. И ката в нём точно не на первом месте. Ката не нужны для спорта, разве что только «катистам», где они подвергаются переосмыслению и переделке в угоду «красивости» и эффектности исполнения. Сейчас мы живём в мире, где всем всё нужно быстро и желательно «ещё вчера».

А между тем есть и другой подход

Подход, в котором изучение каратэ направлено не на быстрое получение поясов и спортивных побед, а на получение и развитие конкретных навыков. Говоря на языке физической культуры — двигательных навыков и умений. Умений применять их в разнообразных ситуациях, пониманию того, что каратэ не ограничивается только спортивной площадкой и спортивными же спаррингами. И в этом каратэ вы сначала будете основательно и последовательно учить, и нарабатывать базовую технику, закреплять её в гохон, а потом и санпон кумитэ, потом, по мере стабилизации и развития навыка перейдёте к другим видам кихон кумитэ, будете закреплять базовую технику изучая и шлифуя ката попутно изучая разные виды бункай, учась применять их на практике моделируя разные ситуации. И только достигнув определённого навыкового уровня вы сможете начать практиковать дзю кумитэ (свободный бой). Раньше на это (на освоение базы) уходило в среднем 4-5 лет серьёзных регулярных занятий по 3-4 раза в неделю 2-3-х часовых тренировок. Это длинный путь, требующий серьёзного и основательного, осознанного подхода. Но именно следуя этому пути при наличии хорошего Учителя можно чему-то действительно научиться и начать понимать, что такое каратэ на самом деле.

Моё личное мнение состоит в том, что ката необходимо учить. Но не стоит гнаться за количеством в ущерб качеству. Это как раз тот случай, когда лучше меньше, но лучше. Как говаривал известный в нашей стране персонаж: «Торопиться не надо». В любом ката много уровней и слоёв, если подойти к нему вдумчиво и осознанно. Каждое ката — оно как многоэтажное здание. В одних только ката хэйан столько всего, если вдуматься… Если вы занимаетесь каратэ, то сконцентрируйтесь на своих базовых ката, научитесь их понимать и применять. Исследование ката — это очень интересно!

Сейчас (примечание: данный текст был написан в начале 2020 года) мои ученики изучают хэйан сёдан. Кто-то из известных мастеров (кажется Яхара сэнсэй) сказал, что для него это самое простое и в то же время самое сложное ката в сётокан каратэ. Впервые я познакомился с этим ката, когда мне было 17 лет. Сейчас мне далеко за сорок. Много лет я пытался понять, почему мой первый Сэнсэй требовал от нас именно такого положения руки (определённый доворот кисти) при исполнении сюто учи. Для меня это всегда было очень неудобно и бессмысленно, тем более что многие мастера так не делали (кстати, он и сам этого не знал, просто его так учили). А недавно, когда я начал разбирать с учениками это ката, я понял, что оно означает и почему именно так. И это была радость. Настоящая радость, удовлетворение и понимание того, что действительно важен каждый нюанс.
И сейчас мои ученики учат и шлифуют именно это ката. И я с ними вместе, снова... А хэйан нидан мы начнём изучать только после того, как я сочту их уровень исполнения и понимания достаточным и стабильным. Может быть, это будет уже летом, а может только на следующий год. Они мне доверяют и готовы подождать. Качество, а не количество. Вот, что самое важное. Мы никуда не торопимся…

Кстати, во многих школах ката (например, в Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю) идут в определённой последовательности и приступать к освоению следующей ката, не разобравшись с предыдущей — не самое оптимальное решение. Ведь каждое последующее ката последовательно развивает и углубляет предыдущие, а предыдущие ката являются для них базой, не изучив и, не освоив которую должным образом бессмысленно переходить к следующему. Форму выучите, но понимания и умения применять —это вряд ли…

Итак, резюмирую:

Ката — это важный и основообразующий элемент изучения каратэ. В ката закрепляется и шлифуется кихон и, при правильной работе, приходит понимание сути того, что такое каратэ на самом деле. Ката — это «катехизис». В них собрано всё, чем обладает Школа. Если вы не изучаете ката — вы не изучаете каратэ в его изначальной сути. Вы просто строите «замки на песке». Пройдёт время, и вы прекратите спортивную карьеру, прекратите заниматься каратэ. Останутся только воспоминания от "былых побед». Не изучая и не практикуя ката, вы не сможете понять всей глубины, которую содержит в себе каратэ как искусство, как Путь. Оно так и останется для вас единоборством. Ката не изучается как набор заученных движений. Это мёртвая форма, а Ката — оно живое и живым оно становится только тогда, когда вы его научитесь его понимать и применять во всём его многообразии.

И, да… Каратэ — это такой же вид физической культуры. И преподавать его следует в соответствии с этой наукой, используя её принципы, методы и инструментарий. А для этого их нужно, как минимум, знать…

Если вы смогли дочитать эту статью до конца, то мой вам респект :-)

#каратэ #карате #ката #единоборства #восточные единоборства #боевые искусства