Образ леса, наверное, — один из наиболее частых в русских народных сказках. Многие филологи объясняли это его географической близостью, ролью в повседневной жизни, как источника продуктов и опасностей, и мистическими верованиями язычников, связанных с природой. Так или иначе, ему отвели особую роль в сказках, сделав лес —не просто местом действия, а полноценным персонажем.
Что всё-таки означал лес для наших предков, какие функции он выполняет в сказках, и как менялся с веками его образ? Попробуем разобраться.
Несмотря на то, что далеко не каждое поселение могло похвастаться живописным видом на лесную чащу, лес присутствует во многих сказках. Карл Гюстав Юнг объясняет этот феномен коллективным бессознательным, на архетипах которого основаны все сказки.
Лесу наши предки также приписывали многие архетипичные функции и смыслы. По крайней мере, именно так спустя века их назовёт швейцарский психиатр.
Прежде всего, это роль учителя. Попадая в сказочный лес, герой учится преодолевать препятствия и сражаться со злом. Он встречается с отрицательными персонажами и знакомиться с законами Вселенной. Учится отличать добро от зла, отстаивать свою веру, быть сильным и смелым. Эти уроки леса он обязан усвоить, чтобы выжить в полном опасности мире.
Кстати, этнограф В.Г. Балушок связывает эту функцию леса с обрядом инициации, который проходили все юноши перед вступлением во взрослую жизнь. 12-14 летних мальчиков изгоняли из поселения в лес, где они учились охотиться и выживать. Сегодня такое можно представить только на страницах сказок, верно?
Хоть уроки леса и были порой жестоки, они необходимы были для выживания не только героев, но и всего селения.
Кстати, в некоторых регионах такой обряд проходили и девушки. Возможно, поэтому в сказках многих из них так тянуло в чащу.
Впрочем, образ леса и без того тесно связан с женским началом.
Однако, как пишет В.Е. Владыкин, с развитием городов, лес изменил своё значение, и детям начали рассказывать совершенно другие сказки. В них ходить в лес было жутко опасно. Всё чаще в сказаниях стали появляться эпитеты “страшный” и “мрачный”, и всё реже люди стали говорить о лесном духе, как о великом учителе.
В итоге, когда К.Г. Юнг в начале ХХ века анализировал образ леса, он определил его, как символ всех теней и опасностей бессознательного.
Как менялась магия леса?
Лес выступал в сказках не только помощником и учителем, но и основным местом обитания магической силы и её обладателей. Подумайте, какой сказочный лесной житель первым приходит вам в голову? Скорее всего Баба Яга или Леший.
Баба Яга — одно из верховных славянских Божеств. Она является хранителем мира мертвых. Она живёт на лесной опушке, следит за странниками и даже помогает им!
Вспомните сказку про Василису, которую мачеха отправила в лес за огнём. В пути сквозь деревья девочка учится упорству, интуиции и древним обрядам.
Кстати, об одном из них. Проанализируем один из обрядов, который наглядно демонстрирует, как менялся со временем образ леса и его сказочных обитателей.
Помните, популярную во многих мультфильмах картинку, когда Баба Яга засовывает в печь очередного ребёнка? На самом деле, этот сюжет этнографы связывают с древним обрядом “перепекания” младенца.
Занося больного ребёнка в тёплую (!) печь, родители как бы на несколько секунд отправляли его в мир мертвых и возвращали к живым. Так ребёнок обретал здоровье, а по некоторым легендам даже магическую силу. Но забыв обряд, люди сохранили в своём бессознательном “страшную” картинку, сделали Бабу Ягу злой ведьмой, а лес —царством смерти.
Впрочем, возможно в древних уроках сказок сегодня действительно нет смысла?
Автор: Майя Сиволобова, закончила Санкт-Петербургский университет, специальность "Журналистика", в настоящее время учится по специальности "Психология", независимый автор медиагруппы «Хакнем».
Много интересного по этой теме вы можете прочитать в группе автора "Сказки крымского побережья" Вконтакте.