«Абзац» вспомнил, какие артефакты из российских музеев благополучно вернулись в родные залы, а какие стали предметом санкционной войны Запада против РФ
Запад из-за ситуации на Украине, кажется, старается сделать невозможным возвращение в Россию произведений искусства, выставлявшихся в Европе. Однако пока до ареста наших картин дело не доходило.
Крупнейшее наследие Морозовых
На этой неделе в Россию вернулись картины из коллекции знаменитых купцов, меценатов и благотворителей Морозовых. Они доставлены в Пушкинский музей, Эрмитаж, Третьяковку и Русский музей из Парижа. Во Франции выставка «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства» проходила с осени 2021 года. Экспозиция пользовалась громадным успехом, за полгода её увидели почти 1,5 млн зрителей. Однако с возвращением полотен в Россию возникли сложности. Картины должны были отправить в Москву в конце февраля, но этого не произошло из-за украинских событий.
Около двух месяцев, предшествовавших возвращению полотен в РФ, по соцсетям и в прессе ходили сообщения о том, что «гастроли» картин во Франции могут закончиться арестом российского имущества. Успокаивало лишь то, что при подготовке выставки французский министр культуры поставил собственную подпись в документе, в котором говорилось, что экспонаты защищены от ареста.
5 мая все 170 картин и скульптур из собрания братьев Морозовых оказались в российских музеях. Возвращены картины «Бутылка схидама и персики» Матисса, «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне, «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, скульптуры «Помона» и «Весна» Аристида Майоля, «Поцелуй. Паоло и Франческа» Огюста Родена и другие.
Застрявшие на финско-российской границе
В начале апреля на границе Финляндии и России застряли три фуры с полотнами из российских музеев. Финские власти сообщили, что задержали предметы, попадающие под санкции ЕС. Эта история заинтересовала МИД РФ. Дипломаты заявили, что экспонаты не должны быть предметом ограничений. В Еврокомиссии, куда финские таможенники обратились за разъяснениями, согласились с российским внешнеполитическим ведомством, и вскоре нашим картинам разрешили пересечь границу.
Полотна, участвовавшие в европейских выставках, благополучно добрались до своих музеев (Эрмитаж, «Царское село», «Павловск», «Гатчина», Третьяковка, Музей Востока и Пушкинский музей) в середине апреля.
Среди картин, задержанных финскими таможенниками, но благополучно вернувшихся в Россию, были работы Антонио Кановы, Жана Огюста Доминика Энгра, Виже-Лебрен, Джулио Карлини и других художников.
Кандинский – в Корее, Фаберже – в Великобритании
К настоящему времени за рубежом всё ещё находятся произведения искусства, принадлежащие российским музеям. В середине апреля в Сеуле завершилась выставка «Кандинский, Малевич и российский авангард: искусство революции», однако работы мастеров остаются в Южной Корее. Картины застряли в Сеуле из-за отсутствия рейсов. Музейные специалисты ищут варианты логистических цепочек, заявил ранее СМИ спецпредставитель президента по международным культурным отношениям Михаил Швыдкой.
Около 10 предметов из ряда российских культурных институций оказались в сложной ситуации в Лондоне. В Музее Виктории и Альберта находятся экспонаты Фаберже, о возвращении которых в Россию пока ничего неизвестно.