33,5K подписчиков

Машина снабжения из Лотарингии

1,9K прочитали

История французской машины снабжения Tracteur de ravitaillement pour chars Mle. 1937 L, более известной как Lorraine 37 L

Первая мировая война породила не только танки, но и первые спецмашины, которые выполняли второстепенные роли. Полноценного серийного производства подобных машин не случилось, но ключевым моментом стало само понимание их необходимости. Это и подвозчики боеприпасов, и бронетранспортеры, и инженерные машины. Среди стран, которые наиболее активно занимались подобными вопросами, стоит выделить Францию. Там была создана наиболее широкая гамма подобных машин, но окончание войны не позволило развернуть их крупносерийный выпуск. Вместе с тем, французы продолжили эксперименты в данной области, даже в наиболее бедные, 20-е годы создавая опытные образцы. Тем самым выявлялись наиболее проблемные направления, и именно они становились приоритетными. Одним из таких направлений стали машины снабжения танков. Впервые данным вопросом французы озаботились еще ближе к концу Первой мировой войны. Поскольку дальность действия танков была небольшой, возникла необходимость перевозки дополнительного топлива, да и лишние боеприпасы оказались совсем не лишними.

Прицеп Schneider, первый способ решения вопроса снабжения Char B. Как выяснилось, не особо удачный.
Прицеп Schneider, первый способ решения вопроса снабжения Char B. Как выяснилось, не особо удачный.

Несмотря на крайне скудный бюджет в межвоенный период, вопрос снабжения танков оставался приоритетной задачей. Впрочем, поначалу речь шла отнюдь не про машину снабжения, а о прицепе. Такие одноосные прицепы разрабатывались для двух типов танков - Renault FT и Char B. Если для Renault FT прицепы так и остались опытными, то в случае с Char B1 случилась небольшая серия, которую выпустили силами Schnedier. Вместе с тем, возникла потребность в специальной машине, которая могла бы следовать с танками и везти для них дополнительный запас топлива, а также боеприпасы. С 1931 года такую машину, изначально именовавшуюся как Renault VF, разрабатывали на Renault. Подобно Renault UE, который служил базой для данной машины, она комплектовалась гусеничным прицепом, он именовался Renault VJ. По итогам разработки на свет появилась машина снабжения Renault ACD 1, которую приняли на вооружение как Tracteur de Ravitaillement pour Chars Mle.1936 R, сокращенно TRC 36 R.

Chenillette de Ravitaillement d'Infanterie Lorraine 1937, эта машина претендовала на роль замены Renault UE, но пригодилась для другого.
Chenillette de Ravitaillement d'Infanterie Lorraine 1937, эта машина претендовала на роль замены Renault UE, но пригодилась для другого.

Принятая на вооружение французской армии машина снабжения танков TRC 36 R выглядела скорее вынужденным решением. Даже по меркам неспешных французских танков аппарат выглядел не особо подвижным, иные танки были быстрее его. Да и в целом к машине хватало претензий. На это намекает и тот факт, что 17 апреля 1936 года был запущен конкурс по Tracteur de Ravitaillement des Chars de Combat. Речь шла о машине снабжения Char B1, то есть TRC 36 R для этой роли не рассматривалась. Сегмент довольно лакомый, тем удивительнее то, что драки за него не случилось. Неожиданным оказался и победитель - Lorraine из Люневиля. Их машина снабжения Lorraine 37 L оказалась самой удачной из всех подобных французских разработок.

Будущая Lorraine 37L, пока еще с мотором  Delahaye 124F.
Будущая Lorraine 37L, пока еще с мотором Delahaye 124F.

Знакомые с "Золотым Теленком" читатели хорошо помнят "Антилопу Гну", которую Адам Козлевич идентифицировал как Lorraine-Dietrich. 30-е годы стали очень тяжелым временем для некогда известного производителя автомобилей. С легковыми машинами дела совсем не клеились, поэтому Lorraine, уже без Dietrich, пыталась найти себя в разных направлениях. В основном речь шла о военных разработках, при этом Lorraine совсем не гнушалась освоением у себя сторонних разработок. Например, последней удачей на ниве автомобилестроения стал Lorraine 28, адаптация многоцелевой трехосной машины Tatra 72. Машину вскоре заменили на Laffly S 20 LT, тем не менее, изготовили более 300 экземпляров, не так и мало. Вот и прямой предшественник Lorraine 37 L был скорее сторонним продуктом. Во всё том же 1936 году появилась идея создать сменщика Renault UE, поскольку к машине набралось много претензий. Chenillette de Ravitaillement d'Infanterie Lorraine 1937 оснащалась автомобильным мотором Delahaye 124F. Сторонними были и ряд наработок по шасси. Вполне разумный подход, не можешь сделать сам - закажи у других.

Серийная версия машины.
Серийная версия машины.

В результате получилась весьма интересная машина. Chenillette de Ravitaillement d'Infanterie Lorraine 1937 была очень небольшой машиной, с мотором позади отделения управления. С точки зрения общих компоновочных решений машина получилась гораздо лучше Renault UE. В отделении управления было тесновато, но прежде чем критиковать, стоит сначала посидеть в Renault UE. Забегая вперед, стоит отметить, что французские военные с энтузиазмом восприняли Chenillette de Ravitaillement d'Infanterie Lorraine 1937, которая вышла на испытания в апреле 1937 года. Именно эту бы машину и выбрали, даже заказали партию из 100 штук первой серии, но 9 июля 1937 года на испытания вышла еще одна машина от Lorraine. Речь идет о машине снабжения, представлявшей собой удлиненную версию Chenillette Lorraine. Число опорных катков выросло с 4 до 6, существенно увеличилась длина корпуса, а сзади появился полноценный грузовой отсек.

Мотор Delahaye 135, он пошел на серийный вариант машины.
Мотор Delahaye 135, он пошел на серийный вариант машины.

Машина получилась удачная, но Lorraine сэкономила на моторе. Рядный 4-цилиндровый мотор Delahaye 124F объемом 2,37 литров и мощностью 50 лошадиных сил при 2800 об/мин был явно слабоват. Поэтому в сентябре 1937 года на опытный образец машины установили еще один мотор от Delahaye. На сей раз использовался более современный и крупный двигатель Delahaye 135, который ставился на одноименные машины. Рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 3,56 литров и мощностью 70 л.с. при 2800 об/мин существовал в легковом и грузовом исполнении. Его появление явно пошло на пользу, с новым мотором машина стала значительно проворнее. Это привело к тому, что машину утвердили как Tracteur de Ravitaillement pour Chars Mle.1937 L, или TRC 37 L. Впрочем, известная она больше как Lorraine 37 L. Одновременно утвердили и гусеничный прицеп, напоминающий тот, что использовался для TRC 36 R. Полная масса прицепа составляла 1200 кг, из которых 690 кг приходилось на полезную нагрузку. Штатно в прицепе размещалось 565 литров топлива, также он перевозил масло и запчасти.

Отделение управления. Просторным его не назвать, но это если не сравнивать с Renault UE.
Отделение управления. Просторным его не назвать, но это если не сравнивать с Renault UE.

Несмотря на то, что Lorraine 37 L смотрелась гораздо крупнее TRC 36 R, впечатление обманчиво. По факту машина получилась уже и существенно ниже. По другому и быть не могло, ведь это производная сменщика Renault UE. Lorraine 37 L получилась чуть выше машины Renault, но за счет того, что вместо колпаков, как у Renault UE, тут было полноценное отделение управления, внутри получилось явно просторнее. Заодно и моторное отделение получилось нормальным. Удачной оказалась и ходовая часть, причем Lorraine пыталась ее пристроить на танки. Не такая уж и плохая идея, блокированная подвеска по своим ТТХ мало чем уступала подвеске VVSS. Максимальная скорость машины составляла 35 км/ч (20 км/ч средняя), но по подвижности она явно превосходила TRC 36 R. Да и не только по ней: запас хода был в 1,5 раза больше (170 км против 120 км), да и платформа куда удобнее. Вроде бы грузоподъемность схожая (810 кг), но пользоваться Lorraine 37 L оказалось куда проще. Самое главное, что еще и броня имелась (до 9 мм).

Штатный прицеп, который использовался совместно с Loraine 37 L.
Штатный прицеп, который использовался совместно с Loraine 37 L.

Первый заказ на 78 машин был получен в начале 1938 года, далее поступило еще два, оба раза по 100 машин. Во всё том же 1938 году первые машины данного типа стали поступать в танковые подразделения. Штатно на один танковый батальон полагалось 12 машин, по 4 в каждом взводе снабжения, который придавался танковым ротам. В случае с подразделениями, вооруженными Char B1/B1 Bis, число Lorraine 37 L возрастало до 18. Машину очень быстро распробовали, что привело к дополнительным заказам. При этом на Lorraine 37 L стали смотреть и с точки зрения потенциального бронетранспортера, о чем стоит поговорить отдельно. Между тем, завод в Люневиле не мог справиться с заказом в одиночку. Еще одной проблемой было расположение завода, до границы совсем недалеко. В 1939 году в воздухе отчетливо запахло войной, поэтому Lorraine запустила программу переноса выпуска машин на запасную площадку. Ей стал завод в Баньер-де-Бигор, правда, вплоть до июня 1940 года там продолжались работы по освоению машины. А вот второй завод всё же заработал. Им стал Fouga. Предприятие из Безье не преуспело в разработке собственных машин, но подхватило ряд сторонних заказов, включая Renault UE и Lorraine 37 L.

Тягачи из состава 23-го танкового батальона. Батальон был вооружен танками Renault R35.
Тягачи из состава 23-го танкового батальона. Батальон был вооружен танками Renault R35.

На начало войны во французской армии имелось 212 машин снабжения. В дальнейшем предполагалось, что ежемесячно будет выпускаться по 70 Lorraine 37 L. До таких темпов, конечно, не дошло, но уже к 30 апреля 1940 года их насчитывалось около 450 штук. Всего же, до перемирия, удалось сдать около 270 машин данного типа, итого минимум 482 штуки. Нередко указывается более высокие объемы выпуска, но всё хитро. Туда частенько скидывают еще и бронетранспортеры, а это не одно и то же. Этих машин, достойных отдельного рассказа, сдали еще около 150 штук. Также отдельного рассказа достойны и машины, которые выпускались уже после перемирия.

Часть Lorraine 37 L погибла в боях мая-июня 1940 года.
Часть Lorraine 37 L погибла в боях мая-июня 1940 года.

В отличие от Renault UE и TRC 36 R, разработка Lorraine получилась безо всяких знаков вопроса. Именно как машина снабжения она оказалась вполне удачной, неслучайно объемы заказов во время войны (да и до нее) только росли. Никто и не собирался, подобно TRC 36 R, снимать машину с производства. На ее базе сами французы планировали много чего. Именно эту машину, а не откровенно убогий Renault UE, следовало пускать в большую серию. Но что случилось, то случилось. В любом случае, Lorraine 37 L стала лучшей из французских спецмашин, о чем говорит, в том числе, и ее эксплуатация в немецкой армии. Тут вообще возможен отдельный сериал.

Немалое их число было захвачено более-менее целыми.
Немалое их число было захвачено более-менее целыми.

С немцами связан и тот момент, почему до наших дней дожило совсем немного таких машин. Большинство 6-катковых машин переделали в самоходные артиллерийские установки. Ныне известно всего о 5 машинах снабжения, из них в комплектом виде всего 2. Куда больше сохранилось 4-катковых Lorraine 37/44, о которых стоит поговорить отдельно.

Список источников:

Massin L'automobile sous l'uniforme 1939-1940, Francois Vauvillier, Jean-Michel Touraine, Massin Editeur, 1992.

The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014

Guerre, blindés & matériel (GBM) № 98, HS 3, HS 4

Chenillette Lorraine, Christian Touzin, Pierre Gurtner, Tanks Armour Profile Nr.10, Profile Publicatins, 1967

Архив автора

eBay

Другие статьи по французским гусеничным и полугусеничным машинам:

История UNIC TU 1, создававшегося как легкий тягач противотанковой артиллерии для французской пехоты

История TRC 36 R, или Renault ACD 1, гусеничной машины снабжения, созданной на базе Renault UE