166,1K подписчиков

Последний советский генерал попавший в плен

17K прочитали

Весна 1945 года в нашем представлении — время победное. Это, вне всяких сомнений, справедливо, вот только о цене успеха потомки часто забывают.

Только в одной Берлинской наступательной операции потери Красной армии превысили 80.000 солдат и офицеров. С учетом того, что советским воинам противостояла гитлеровская группировка в 1 миллион человек, 1.500 танков и самоходных орудий, 3.000 самолетов люфтваффе, более 9.000 орудий и минометов. Бои шли за каждый дом, за каждый квартал, за каждые сотню метров.

Источник: klimbim2014.wordpress.com
Источник: klimbim2014.wordpress.com

Среди гитлеровцев были и отряды фольскштурма, набранные из городских жителей, но основу этой группировки составляли матерые эсэсовцы и солдаты вермахта, побывавшие на Восточном фронте. И дрались они отчаянно и временами переходили в контратаки. В одной из таких контратак был захвачен в плен советский генерал.

Герой Советского Союза генерал-майор Максимов в апреле 1945 года командовал 7-м гвардейским механизированным корпусом 1-го Украинского фронта. Его войскам, совместно с частями 52-й армии и 2-й армии Войска Польского, было приказано нанести вспомогательный удар по направлению Баутцен-Дрезден. Командование надеялось, что этот вспомогательный удар сможет оттянуть силы гитлеровцев от Берлина.

Источник: sledcom.ru
Источник: sledcom.ru

Наступление развивалось успешно, войскам удалось продавить оборону противника, но через 10 километров оно застопорилось. Гвардейцы Максимова и поляки завязли в ожесточенных боях.

Оказалось, что именно на этом направлении были сосредоточены основные резервы гитлеровцев. Немецкие генералы собирались нанести из этого района мощный наступательный удар, который предвосхитило наступление советских и польских войск. Но у немцев имелись свежие силы, в то время как наступающие были измотаны предыдущими боями.

19 апреля 1945 года мехкорпус Максимова приступил к штурму укреплений Баутцена. Правый и левый фланги гвардейцев сильно отстали: поляки и дивизии 52-й армии на пути к Дрездену увязли в пригородных деревнях, которые фашисты превратили в мощные узлы обороны.

Источник: pravdoiskatel77.livejournal.com
Источник: pravdoiskatel77.livejournal.com

В разрывы между советскими дивизиями гитлеровцы и бросили танки 20-й танковой дивизии вермахта и корпуса "Герман Геринг". Немецкие танкисты ударили полякам в лоб и опрокинули их. 2-я армия войска Польского бежала, понеся большие потери. При этом была полностью разгромлена 5-я пехотная дивизия полковника Войска Польского Александра Вашкевича, а сам польский комдив попал в плен.

Командование фронта поставила генералу Максимову новую задачу: соединиться с танкистами 1-го танкового корпуса Войска Польского и совместными действиями уничтожить наступающие части гитлеровцев. В это время самим гвардейцам Максимова пришлось нелегко, корпусу пришлось отражать многочисленные контратаки под Баутценом. Но приказ есть приказ, и Максимову пришлось повернуть свои войска на выручку полякам.

Источник: waralbum.ru
Источник: waralbum.ru

Между тем, командующий 2-й армией Войска Польского Кароль Сверчевский не спешил отправлять своих танкистов на соединение с корпусом Максимова. Вопреки приказу командования 1-го Украинского фронта, он считал, что не следует распылять свои силы и еще мечтал овладеть Дрезденом.

И танкисты Максимова уперлись в массив гитлеровских войск, которые с тыла и флангов никто не беспокоил. Драться пришлось в одиночку. Гвардейцы оказались в окружении, а 1-й Украинский фронт ничем помочь не мог, у него просто не было резервов на вспомогательном направлении.

24 апреля 1945 года генерал-майор Максимов получил приказ маршала И. Конева идти на прорыв самостоятельно. Из окружения удалось выйти с боями только трети всех бойцов. Генерала Максимова среди них не было.

Источник: fotostrana.ru
Источник: fotostrana.ru

Немцев удалось остановить только 26 апреля 1945 года. Для этого Коневу пришлось перебросить на этот участок фронта дополнительно 33-й гвардейский корпус и 4-й гвардейский танковый корпус. Немецкие танки встретив советские войска, ушли в сторону и снова принялись давить на польские части, 29 апреля 1945 года обратив их в бегство.

В это время штурмовые отряды Красной армии в Берлине подходили к рейхстагу, а на дрезденском направлении остаткам 7-го гвардейского корпуса пришлось останавливать деморализованных поляков и возвращать их на оборонительные позиции. Все это время танкисты Максимова не знали, что случилось с их командиром.

Источник: pravdoiskatel77.livejournal.com
Источник: pravdoiskatel77.livejournal.com

В Дрезден частям 1-го Украинского фронта и 2-й армии Войска Польского удалось войти только 8 мая. О судьбе генерала Максимова стало известно из захваченных немецких штабных документов.

Выяснилось, что 24 апреля 1945 года тяжело раненого советского генерала гитлеровцы взяли в плен и пытались провести допрос, но он потерял сознание. Владимира Константиновича Максимова отправили в немецкий госпиталь, где он скончался.

Героя Советского Союза генерал-майора Красной армии В.К. Максимова похоронили в польском городе Болеславец, рядом с местом символического погребения легендарного полководца М. И. Кутузова.

источник: liveinternet.ru
источник: liveinternet.ru

Решением Военного совета 1-го Украинского фронта было решено соорудить на этом месте воинский мемориал. Там же лежат 141 советский воин, павшие в боях за освобождение Силезии, в том числе и 42 Героя Советского Союза.

С учетом отношения польской стороны к героическому прошлому советских солдат — неизвестно, в каком состоянии сейчас находится этот мемориал.