Душещипательная вещь, пронзительная. Вроде простыми средствами пользуется Платонов, а без слез читать невозможно, особенно финал, когда оставленные отцом дети бегут вслед за уходящим поездом, в котором уезжает от них отец. Как будто могут догнать. Они отстают, падают, мальчик тащит за собой не поспевающую девочку, поезд уходит все дальше и дальше, а дети все бегут и бегут за ним… Именно дети, вчера еще суховато встретившие отца, пришедшего с войны, что и не удивительно: пятилетняя девочка вообще его не помнит, а двенадцатилетний мальчик так изменился, что отец его узнать не может, именно дети, а не взрослый отец лучше поняли своими детскими сердечками, что надо обязательно сохранить семью и наладить спокойную жизнь.
Пока отец воевал, семья хлебнула горюшка: нужда, житье впроголодь, мать целыми днями на работе, весь дом на сыне, и девочка маленькая на нем же. Зимние холода, все по карточкам: и хлеб, и дрова. И перешитые матерью на детей собственные и мужнины вещи. И непреходящая тревога: вернется ли отец с фронта?
Вот он вернулся, поцеловал жену, обнял детей, сел за праздничный стол, надо радоваться и начинать жить. Но не получается. Выясняется, что существует какой-то пожилой Семен Евсеевич, который любит навещать его семью, угощать детей конфетами и читать им книжки. Это несколько покоробило фронтовика. Дальше – больше. Возник на горизонте некий эвакуированный инструктор райкома профсоюза. Вот с ним-то жена и согрешила. Один раз всего, от безысходности и тоски. Сама и призналась мужу-фронтовику, который, кстати говоря, и сам был не без греха в этом отношении, но от признаний воздержался.
Фронтовик сильно распалился на жену, упомянул даже о том, что не для того он на войне Родину защищал и кровь проливал. И так далее, по восходящей линии с переходом на личность. Бить, правда, не стал, но стервой заклеймил, и, дождавшись утра, собрал вещички и отправился на вокзал. На вокзале выпил водки с горя и сел в проходящий поезд.
Потом фронтовик стоял в тамбуре вагона и смотрел в окно на проплывающий мимо родной город, где он родился и вырос, влюбился и женился, и стал отцом, и из которого ушел на войну. И увидел двух детишек, бегущих по дороге из города наперерез поезду. Один из них был побольше и, видимо, постарше. Он тащил за собой того, что поменьше, крепко держа его за руку и не давая упасть. Как ни медленно шел поезд, все же он шел гораздо быстрее, чем бежали дети. Поспеть к поезду они никак не могли.
Фронтовик отвернулся от окна, и пошел было в вагон, но тут дрогнуло отцовское сердце, он понял, что это его дети. Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удаляющихся детей. Они бежали теперь далеко позади поезда по песчаной дорожке возле рельсов; мальчик по-прежнему держал за руку маленькую девочку и волочил ее за собою, когда она не поспевала бежать ногами.
Фронтовик выкинул вещевой мешок из вагона на землю, сошел на последнюю ступень вагона, спрыгнул на насыпь и пошел навстречу детям.
Уважаемый читатель! Если Вас заинтересовало это произведение, Вы можете найти его в электронном виде или в форме аудиокниги.