Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Савва Собакин начал с торговли телятиной и дорос до хозяина Урала

Все великие фамилии начинаются с чего-то малого. Просто про одних мы знаем меньше, так как эти знаменитые и славные роды появились много лет назад. И их история скрыта тьмой веков. А про другие - все известно очень хорошо, так как их взлет происходил в относительно недавние и хорошо документированные времена.

Вот, к примеру, в вышедшей недавно книге Галины Ульяновой «Купчихи, дворянки, магнатки» с воодушевлением рассказано о том, как графиня Надежда Стенбок-Фермор руководила доставшимися ей по наследству заводами. Она была, конечно, молодец. И дочь ее Наденька была еще больше молодец, потому что стала по мужу княгиней Барятинской и даже в альбоме знаменитого костюмированного бала 1903 года есть ее фотография в дорогущем наряде «А-ля времена Алексея Михайловича».

Княгиня Надежда Барятинская, праправнучка Саввы Собакина-Яковлева
Княгиня Надежда Барятинская, праправнучка Саввы Собакина-Яковлева

Но все вот эти успешные женщины появились в нашей истории только благодаря тому, что у них имелся пробивной предок. И он не был ни графом, ни князем, а всего лишь мещанином из города Осташков по имени Савва Собакин. Хотите узнать, как из Собакиных получаются графы Стенбок-Ферморы и князья Барятинские? Сейчас я вам расскажу.

Савва Собакин в молодости
Савва Собакин в молодости

Все началось с торговли телятиной. По легенде Савва Собакин обладал громким и красивым голосом, которым ловко зазывал к себе покупателей, А так как он уехал из Осташкова в Петербург на заработки и торговал недалеко от Летнего сада, то его голос регулярно слышала одна весьма важная дама. Звали её Елизавета Петровна и была она, так уж получилось, русской императрицей. Нет, Савве Собакину не удалось пойти так далеко, как это получилось у другого голосистого мужчины - Алексея Разумовского. Наверное, потому что не пел, а сыпал шутками-прибаутками. Но в любом случае осташковскону мещанину за его славный голос удалось стать поставщиком мяса ко двору Елизаветы Петровны. Видно, питала императрица слабость к красивым мужским голосам. Так перед мещанином из Осташкова открылось окно возможностей. И он его использовал в полной мере. Постепенно в руках Саввы Собакина оказалась не только мясная торговля, но и такая полезная вещь как таможенные и питейные откупы. Причем эти питейные откупы он получил, в том числе, на уральских заводах. Так Собакин впервые столкнулся с металлургическими заводами.

Верх-Исетский завод в XVIII веке
Верх-Исетский завод в XVIII веке

Его карьера могла рухнуть летом 1762 года, когда Екатерина II свергла своего мужа Петра III. Есть мнение, что Собакин давал Петр Федоровичу деньги в долг и поэтому особенной радости от его свержения не испытал. И когда Екатерина II распорядилась, чтобы все кабаки поили людей бесплатно в честь ее восшествия на трон, приказания не выполнил. За это его «наградили» пудовой чугунной «медалью» с приказанием появляться с этой «наградой» каждый праздник. Впрочем, это, скорее всего одна из легенд. Потому что вскоре по распоряжению Екатерины Собакин:

a)снаряжает корабль с российскими товарами в Лиссабон. Причем корабль, по сути, был прикрытием дипломатической миссии в Португалию.

б)повелевает Собакину сметить фамилию на более благородную Яковлев. Возможно, эта фамилия была выбрана, потому что отчество у него было Яковлевич. Или потому что девичья фамилия жены Саввы Ивановича была Яковлева. Далее он был известен уже как промышленный магнат Яковлев.

в)Уже не Собакин, а Яковлев вскоре становится потомственным дворянином.

Портрет Саввы Яковлева работы художника Колокольникова, 1767 год
Портрет Саввы Яковлева работы художника Колокольникова, 1767 год

И Савва Яковлев на все накопленные к тому моменту от торговли и прибыли, полученной на откупах, начинает скупать заводы. Первой ласточкой стала Ярославская мануфактура, купленная в 1764 году. Но это было только начало, потому что главным образом он развернулся на Урале, где он с 1766 по 1779 году скупил у владельцев 16 заводов и еще шесть открыл сам. В том числе было куплено шесть заводов наиболее прибыльных у Прокофия Демидова, который больше куролесил, чем продолжал дела своего отца. За эти заводы он выложил 800 тысяч рублей. А еще за 200 тысяч у графа Романа Воронцова, отца княгини Дашковой, Савва Яковлев купил Верх-Исетский завод. В связи с чем так и подмывает назвать его хозяином Екатеринбурга, хотя, конечно, объединились Верх-Исетск и собственно Екатеринбург уже в наше время, в 1927 году. А так их пустырь длиной примерно в километр разделял.

Заводоуправление Верх-Исетского завода при Надежде Стенбок-Фермор
Заводоуправление Верх-Исетского завода при Надежде Стенбок-Фермор

В результате Яковлев стал самым успешным промышленником России при Екатерине II. И вот уже эти миллионы были поделены между его потомками, а потом, через много лет, в середине XIX века его правнучка Надежда Стенбок-Фермор славно управляла полученным от папеньки наследством.

Как говорил Черчилль:

«Копить деньги — вещь полезная, особенно если это уже сделали ваши родители»

Савва Яковлев в плане накопления и создания состояния для своих детей, внуков и правнуков постарался от души!

------------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал.