Год назад в газете опубликовали моё эссе посвящённое Куперу. Почему бы не воспроизвести её тут. Для тех, кто любит кино…
7 мая исполняется 120 лет со дня рождения Гэри Купера. А кто собственно такой этот Гэри Купер? И зачем о нем знать нам жителям средней полосы России, когда у нас своих кинозвезд пропасть. Что ни угрюмрека то, новый гэрикупер в буклях и завитом парике. А по большей части, и не новый, а переходящий из сериала в сериал. И ведь что интересно, эти «актёры» которых нам суёт перед сном миллионерская верхушка голубого экрана и в самом деле актёры. Они заканчивали разные там гитисы и школы актёрского мастерства. Учились у Табакова и Баталова. Так почему же так происходит?! Почему от киноискусства 20-х годов XXI века так коробит?! Почему от крестьянской бабы из сериала пахнет не коровником, а шампунем и дезодорантом, даже через экран телевизора. Ведь есть же настоящие актёры, пусть им уже за 70, но они ещё есть. На них хочется смотреть. Стоит такому актёру даже ненадолго появиться в коммерческом сериале и всё сразу окрашивается в настоящие краски. Старикам по большей части нет места в современном кино. Их полностью вытеснили петровы и эрнсты. Но есть театр! И там они живут. Там они играют. Даже когда два «ветерана» лицедействуют на сцене, играя в любовь, то глядя на них, из зрительного зала забываешь, что им много лет, и что они не какие не любовники. Ты попадаешь под их магию. Вот это и есть истинное мастерство перевоплощения. Умение проникнуть в душу зрителя и пленить его! Вот именно поэтому нужно вспоминать настоящих актеров. Таких, про которых можно сказать, что он не просто «звезда с гонораром», а он «гигант с искрой Божьей». Гэри Купер создал в кино образ настоящего мужчины. В Соединённых Штатах ещё любят говорить «стопроцентный американец». Не в плане расы, а плане патриотизма мужественности и всего что с этим связано. Можно над этим сколько угодно смеяться, но большая часть населения Америки думает, что такие персонажи, могут появиться только на их континенте. Дескать, пусть у нас и истории то, во временном отрезке, кот наплакал и большинство из нас «иваны, родства не помнящие», но у нас есть наши герои и ковбои, а про других нам и знать не хочется. Каким бы коммерческим не была «Американская фабрика грёз» но дело своё она хорошо знала. Особенно тогда, когда были золотые годы Голливуда. Тогда, когда жил Гэри Купер. Он воплотил в созданных им образах все лучшие качества человека. Смелость, честь, хладнокровие, силу, милосердие, непримиримость к злодейству. Таким и должен быть настоящий супермен.
Он родился в 1901 году в городе, Хелена штат Монтана, в семье эмигрантов из Англии. Так что, в сущности, он по происхождению чистокровный британец. И звали его при рождении не Гэри а Фрэнк. Это он потом поменял имя, потому как уже был актер по имени Фрэнк Купер. Надо сказать, что это не английское имя Гарри, а имя взятое в честь города в штате Индиана. В детстве их с братом отправили в Англию в начальную школу. Но перед первой мировой войной им пришлось вернуться и продолжить обучение в штатах. У отца было большое скотоводческое ранчо, и именно там Гэри Купер освоил ковбойскую профессию, которая впоследствии сделала его известным на весь мир. После школы он поступил в колледж изучать живопись. Рисование ещё в школе влекло его. Во время каникул он подрабатывал водителем автобуса.
Даже одно время был иллюстратором в одной небольшой газете. Нос живописью не задалось, учёбу он бросил. В 1924-м году он вместе с родителями переезжает в Лос-Анджелес, колыбель американской кинематографии. У отца там были свои дела, молодой Фрэнки, что называется, оседлал волну. Земляки-ковбои, которых он там встретил, помогли ему устроиться статистом на киностудию. Он играл в массовке в малобюджетных вестернах, которых там снимали огромное множество, по десятку на дню. «Фабрика грёз» вполне оправдывала своё конвейерное название. Ему платили 5 долларов в день, а за работу каскадёра все 10. Рост Купера составлял 191 см и его с удовольствием продолжали эксплуатировать в массовках. Но ему захотелось большего. На скопленные деньги он нанимает агента (импресарио) и тот помогает ему протиснуться на более весомые роли. В середине 20-х он переиграл огромное количество небольших ролей в немых фильмах. И не только ковбоев. Ему давали роли казаков, римских легионеров, полицейских. Фильмов было такое множество, что многие из них даже не сохранились. Из наиболее заметных ролей тех лет была в фильме «Крылья» о лётчиках первой мировой. Воздушные бои из фильма и сейчас смотрятся вполне убедительно. Фильм получил две премии «Оскар» на самой первой церемонии в 1929-м. В том же году он снялся в фильме «Виргинец» режиссера Виктора Флеминга. Того который снимет спустя несколько лет любимых у нас «Унесённых ветром». «Виргинец» стал переломным в актёрской судьбе Гэри Купера. В этом фильме впервые появился образ молчаливого уверенного в себе героя. Он создал этот образ и успешно эксплуатировал его во всех последующих работах. По сути дела, Купер никогда не учился актёрскому мастерству. Для актёров тех лет это не редкость. Не многие хоть чему-то учились, но не многие и достигали таких высот. Тут приходит на ум параллель с Аленом Делоном, который без актерского образования «сделал себя сам» и тоже создал незабываемый и харизматичный образ. Но если Делон переиграл и злодеев и убийц и борцов за справедливость, то Гэри Купер играл только хороших парней. Казалось бы, что злодейство ему патологически противопоказано. В 30-х годах он становиться звездой номер один в Голливуде. Его гонорары взлетают до небес. Лучшие режиссёры приглашают его в свои фильмы. Штернберг снимает его в «Марокко» с восходящей в Штатах Марлен Дитрих (она только что перебралась из Берлина в Голливуд). «Городские улицы» Рубена Мамуляна с Сильвией Сидни. «Мистер Дидс едет в город» Френка Капры с великолепной Джин Артур. «Знакомьтесь Джон Доу» того же Френка Капры, но уже с Барбарой Стенуик. Эти фильмы даже сейчас можно пересматривать затаив дыханье. Красивые и умные женщины, элегантные и волевые мужчины в костюмах и шляпах, любовная линия; тонко и без банальности. В 1941-м году Выходит фильм «Сержант Йорк» подлинная история солдата первой мировой войны, который из деревенского шалопая, попав на фронт, превращается в героя уничтожившего и захватившего в плен сотни немцев. Можно сказать, что эта агитка, на которые так щедро американское кино. Тем не менее, фильм имел бешеную популярность и кассовость, а Гэри Купер получил за него своего первого «Оскара». В те годы он работал без перерыва и без пощады к себе. Один список фильмов занял бы целую полосу. Дважды играл в экранизациях «культового» тогда Хэмингуэя, «Прощай Оружие» и «По ком звонит колокол». Оба фильма искренно хороши и художественно талантливы. С Эрнестом Хэмингуэем они были дружны много лет, и литератор писал своего героя в романе « По ком звонит колокол именно с Купера. В силу возраста и травмы бедра, он не служил в армии во время второй мировой войны, но по мере возможности приносил посильную помощь солдатам. Посещал больницы, работал в столовой. С группой других популярных артистов они гастролировали по американским гарнизонам на островах Тихого океана. После войны Купер несколько отошел от героического амплуа и играл социальные исторические, военные и даже комедийные роли.
1952-й год. Фильм «Ровно в полдень» режиссёра Фреда Циннемана. Драматический вестерн с глубокой психологией. Партнёршей Купера стала будущая принцесса Монако Грейс Келли. Напряжённый сюжет, потрясающая игра актёров, сделали фильм не только одним из лучших фильмов в жанре «Вестерн», но и одним из лучших фильмов вообще. Это, то кино, что учит чести достоинству и верности. Обязательно к просмотру! Особенно мальчишкам. Лучшая роль Гэри Купера и вторая награда «Оскар». Он снимался до конца своих дней. Ни смотря на известность и богатство, творческие люди могут остановиться. Потому как цель искусства не вовсе не деньги, а тот свет, который исходит из их сердца. Он прожил ровно 60. И ушёл, такой же элегантный и красивый, каким был всегда. Третьим «Оскаром» его наградили в 1961-м году за вклад в киноискусство. На церемонию он придти уже не смог и награду получил его друг Джеймс Стюарт. Он был консерватором и антикоммунистом, но без фанатизма. Во время «охоты на ведьм» ему даже пригрозили , что лишат паспорта, то что он вступился за режиссёра-коммуниста Карла Формана, которого пытался распять комитет по антиамериканской деятельности.
Биографы приписывают Гэри Куперу множество романтических отношений почти со всеми партнёршами по фильмам. Так это или нет, не суть важно. У него была жена и дочь и он их очень любил. А ещё у него было множество друзей. А это самое главное, как он говорил, потому как дружбу и любовь ни купишь, ни за какие деньги.