5 мая 2022 года исполнилось бы 95 лет заслуженному художнику России, советскому художнику, живописцу и нашему земляку — Георгию Васильевичу Ардакову.
Удивительная судьба, талант, стремление к познанию позволило Георгию Васильевичу пройти свой жизненны путь с достоинством, оставив след не только в истории изобразительного искусства, но и в истории нашего города и всей Самарской губернии.
Георгий Васильевич Ардаков родился 5 мая 1927 года в селе Трофимовка Кинельского района, в многодетной крестьянской семье. В четырнадцатилетнем возрасте покинул родной дом и поступил в Пензенское художественное училище, которое не сумел окончить из-за начавшейся войны.
Вернувшись в военный Куйбышев, работал на аэродроме (Кряж). Будучи подростком, помогал всем, чем мог, брался за любую работу, одновременно находя время для занятия в изостудии под руководством талантливого педагога, продолжателя традиций русской живописной школы, художника Александра Любимова. У своего преподавателя Георгий перенял талант не только художника, но и педагога.
Через все военные годы Георгий пронес свою мечту — стать художником и в 1946 году Георгий Ардаков поступил в Московское художественно-промышленное училище им. Калинина.
Закончив обучение в училище, Георгий еще один год посвятил обучению, был вольнослушателем в Академии художеств (г. Ленинград).
На сегодняшний день сохранилось множество учебных рисунков Георгия Васильевича, выполненных еще во времена обучения в Академии.
По окончании учебы, молодой художник вернулся в Новокуйбышевск и устроился на работу художником-оформителем в строительное управление.
В 1950 году Георгий Васильевич обрел свое семейно счастье, связав свою жизнь с Марией Михайловной, которая на всю жизнь стала для Георгия Васильевича поддержкой и верной хранительницей домашнего очага.
У Георгия Васильевича и Марии Михайловны появляются дети — дочь Людмила и сын Михаил (Михаил Георгиевич Ардаков — член Союза художников России).
Георгий Васильевич вел очень активную творческую жизнь, много путешествовал, брав с собой семью в поездки.
Из воспоминаний дочери Людмилы (Рода деревни Трофиовка. Поколения память семей. Кто мы?/ И.А.Радов. Часть III. Москва. 2021:
Каждый свободный день мы проводили на природе. Были исхожены все окрестности: Волга, Самарка, Чапаевка, Кривуша, Татьянка, Окунево озеро. Бывало, что оставались в лугах с ночевкой.
Лето проводили в лагере художников. Сначала это была Гаврилова Поляна. Палатки стояли на берегу Волги. Ходили в Жигулевские горы, в село за молоком и картошкой. Папа много писал этюдов, рыбачил, играл со мной. Здесь я научилась плавать, когда знакомый мальчишка, чей-то сын, столкнул меня с мостков в воду. Потом лагерь стал базироваться на Бахиловой Поляне, под Жигулевском. Так же ставили в ряд палатки, устраивали столики около палаток, но был сооружен и большой очень длинный стол под хорошим навесом, сложили две печки. Ходили в горы. Оказалось, что подниматься куда легче, чем спускаться. Прямо за палатками росла лесная малина. Жили интересно. Ловили рыбу, тут же ее сушили, около каждой палаточки висела гирлянда из прозрачных чехоней. Была оборудована волейбольная площадка. Ну а главным для всех жителей лагеря конечно было творчество.
Георгий Васильевич всегда очень много рисовал. Это были и большие живописные полотна (сюжетные композиции, пейзажи, портреты) и быстрые рисунки. Часть таких рисунков (набросков), где запечатлен строящийся Новокуйбышевск, хранится в фонде Музея истории города Новокуйбышевска. В них, хоть уже и с трудом, но всё же угадывается родной Новокуйбышевск. Несколько линий, штрихов и вот она - история, совсем рядом!
50-е, 60-е годы — это время Великих строек коммунизма, в том числе и строительство молодого промышленного города Новокуйбышевска. Как настоящий художник, Георгий Васильевич не мог оставаться безучастным созерцателем. Он имел активную жизненную позицию и занимался не только живописью, но и продвижением изобразительного искусства в массы.
Весной 1951 года Георгий Васильевич Ардаков организовал первую изостудию в Новокуйбышевске.
Из воспоминаний дочери Людмилы (Рода деревни Трофиовка. Поколения память семей. Кто мы?/ И.А.Радов. Часть III. Москва. 2021:
Домой к нам приходили многие папины студийцы, но особенно запомнились: Леня Антонов, Михаил Канаев, Николай Полежаев, Гена Севостьянов, ставший через годы Народным художником России. Будучи уже именитым художником (он работал в студии военных художников имени М.Б.Грекова), Геннадий всегда упоминал моего отца, как своего первого учителя.
Параллельно с основной работой Георгий Васильевич много работал по вопросам организации городского выставочного зала, а также принимал активное участие в праздничном украшении города и оформлении торжественных мероприятий.
С 1964 года, совместно с коллегами, добился открытия центральной детской художественной школы.
Из воспоминаний дочери Людмилы (Рода деревни Трофиовка. Поколения память семей. Кто мы?/ И.А.Радов. Часть III. Москва. 2021:
Открывали первую художественную школу, в ее организации самое активное участие принимал отец. Первых учеников они набирали из своих детей и их друзей. Я не очень «болела» рисованием, но очень любила отца. Папа преподавал рисунок. Он был строг, но строг по-доброму. Около него крутились наши ребята, я же стеснялась подойти к нему на перемене. Конечно, дети там были особенные, мы рисовали карандашом, писали акварелью, занимались скульптурой (серебристая глина – чудо!), историю искусств читала директор школы Громова Любовь Ивановна. А летом выезжали на пленэр. Это было село Красный Яр, девочки жили в школе, а мальчишки в палатках. С ними был мой отец, с нами – Вера Евграфьевна Карева, в школе она была завхозом, а там – поварихой. Около палаток поставили столы, рядом кухню. Каждое утро, после завтрака, мы уходили с отцом в лес, поле, делали зарисовки. В это время готовился обед, после обеда – свободное время.
С 1960-го года и до выхода на пенсию трудился в Творческо-производственном комбинате Куйбышевского отделения Художественного Фонда РСФСР. Возглавляя мастерскую витража, совместно с коллегами, Георгий Васильевич создал десятки потрясающих витражных композиций и элементов: витраж во Дворце культуры им.Ленина, детское кафе «Сказка», городской ЗАГС, к сожалению многое на сегодняшний день безвозвратно утрачено.
На протяжении всей жизни пейзаж был любимым жанром Георгия Васильевича. Окрестности не только нашего города, но многих других прекрасных мест нашей необъятной страны сохранились на холстах и рисунках. Георгий Васильевич мыслил себя в неразрывной связи с художественным наследием Товарищества передвижных выставок и Союза русских художников, являясь хранителем русской пейзажной традиции.
За любовь к природе и родному краю художника приняли в Самарский областной общественный клуб экологов.
Произведения Георгия Васильевича Ардакова представлялись на многих региональных, областных, республиканских выставках. Его работы хранятся в музейных и частных коллекциях не только в России, но и за ее пределами.
В начале 1990-х годов перебрался жить в село Гаркино Приволжского района, поближе к пейзажной натуре.
В 2004 году художник ушел из жизни. До последнего момента он не расставался с кистью и мольбертом.
P. S.
Продолжателем дела своего отца стал Михаил Георгиевич Ардаков — сын Георгия Васильевича. Михаил стал прекрасным живописцем, членом Союза художников России и хранителем творческого наследия своего отца.
Есть уверенность, что творческая династия семьи Ардаковых продолжится и мы еще услышим о новых именах этой замечательной фамилии.